Люди-донги
Донги — одна из малочисленных
этнических групп Китая.
Вдоль реки сплошь наваленные деревянные доски, они впиваются друг в друга уже от времени под разнообразными углами и без всяких гвоздей, только из щелей торчат коровы и дети и солнечный свет — это и есть дома донгов. Состарились домики совсем, но только, пожалуй, две или три семьи на всю деревню занимаются постройкой нового жилья.
Дом устроен так — весь первый этаж отведен скоту, второй без разделений на комнаты — людям, а на третьем хранят рис, маис и другое.
В деревне донгов мы впервые на нашем пути из Шанхая, обнаружили хоть какое-то упоминание о религиозной причастности или верованиях. Часто между домами можно увидеть курительные урны — небольшие бетонные домики для духов, рядом с которыми весь день горит благое воние.
Дома плотно прижались друг к другу и между ними длинные, покрытые тенью коридоры, в которых прячутся от солнца и болтают веера и их хозяйки, плачут и стесняются дети. Стоит хохот.
Деревни донгов как грибницы. На холме сразу пять штук, разделенные только оросительными каналами, что ведут в рисовые поля. Зелеными уровнями друг над другом террасы заполнены глинистой жижей, в которой по колено стоят женщины-донги и ловко вставляют ноги и длинные, очень похожие на молодой зеленый лук, ростки в ил. Вода в каналах приводит в движение бамбуковое колесо, из колеса вода выливается в трубы из полустволов бамбука, и по ним течет питать мой любимый, в будущем, чао фа (жареный рис). Конечно, есть и насосы, но бамбуковые колеса тоже справляются неплохо.
Деревни донгов соединены крытыми мостами, в которых играют в карты, болтают, пьют чай из термосов. Женщины отдыхают от работы в поле, мужчины спят и играют в карты.
Через мосты донги ходят друг к другу в гости, раз в неделю какая-нибудь деревня принимает остальных.
Есть у донгов и драм башни — деревянные купола с галдящими мужиками, азартными как тысячи чертей.
Донги любят синий цвет, и почти все носят одежду из ткани, что выделывают и красят сами, потому и пальцы у женщин пожизненно как будто черники объелись.
Когда какой-нибудь мост или дом горит, то на его восстановление приносят деньги почти все жители, каждый как может — кто один юань, кто два, а кто двести. Потом рядом с мостом вешают рисовые прозрачные на ветру бумаги с выписанными рукой списками, в которых указано, кто и сколько пожертвовал на реконструкцию моста, под крышей которого на протяжении всей длины можно будет снова видеть людей донгов — каждого при своем.