– Простите, сэр, но вам нельзя одному ночевать в джунглях. Я не могу вас пустить, это опасно!
Ну вот, а все начиналось так славно... Добродушный мотоциклист подвез меня до ворот национального парка Gunung Gading («Гора Слоновой Кости»), даже шлем на время езды одолжил. А я ехал и балдел от покрывающих горы джунглей – здесь, на острове Борнео, они выглядели куда мощнее, чем в густо населенной Западной Малайзии.
И вот тебе на... Ну погодите. «Сэры» просто так не сдаются!
Начинаю методично повторять рейнджеру-малайцу, что я провожу в лесу по несколько месяцев, что у меня надежное снаряжение, что я точно не помру там и не потеряюсь. Не сдается. Ну держись тогда:
– Я хорошо знаком с лесами, я – environmental scientist!
Как ни странно, сработало...
– Ладно, только не собирай никаких образцов растений!
И пока инспектор не передумал, быстренько убегаю в лес. Смешной был дядька-лесник. Откуда ему знать, что в моей стране каждый день приходится объяснять идиотам, что ты не верблюд. Волей-неволей, научишься искусству убеждения.
Gunung Gading известен двумя вещами – раффлезией (самым большим цветком в мире) и водопадами. По части раффлезий не повезло, не сезон. А вот с водопадами - все в порядке, первый из них, совсем небольшой, шумит прямо у начала тропы. Рядом – что-то вроде пруда, в котором весело плещутся местные отдыхающие. Довольно шумно плещутся... Хорошо, что во всех национальных парках работает один закон – в получасе ходьбы от ворот почти все люди исчезают.
Настоящих водопадов, расположенных в лесу, три. Прямо вдоль них идет тропа, чем дальше в лес, тем круче становится подъем. При жаре в 35 градусов...
Но на то и водопады, чтобы гасить излишнюю температуру! Когда я в России купался в заказниках и заповедниках, то формально – нарушал закон. Но Малайзия – замечательная страна. Щит рядом с водоемом сообщает: «Купание в водопаде это не только свежесть после жаркой ходьбы, но и возможность понаблюдать вблизи за животными, рыбами и лягушками. Наслаждайтесь! И пожалуйста, сохраняйте его в чистоте». Все увещевания были мной неоднократно исполнены.
Совершенно обалденное чувство, когда плывешь на спине по слегка мутной воде среди скал. Волны от твоего тела качают большие сухие листья. А над тобой медленно движется тропическое небо, среди причудливых ветвей.
Но нужно дальше лезть в гору и вот беда – водопады скоро кончаются. Снова начинаешь изнывать от жары, но тут вдруг облегчение – начался ливень. Это на Севере походов по дождю лучше избегать, чтобы не заработать простуду. А в тропиках, по моему опыту, наоборот – становится легче идти. Терять нечего – все равно ты уже давно весь мокрый.
Деревья становятся тоньше, начинают причудливо изгибаться, обрастают толстыми подушками мха. Джунгли на склонах гор называют "облачным лесом".
Потом становится прохладно – редкое ощущение в Малайзии. Бесконечные минуты подъема в сыром тумане... И вот, наконец, вершина.
Ставлю палатку, убедившись, что нет муравьев и колючих растений. Быстро стемнело, и если расстегнуть молнию и выглянуть наружу – увидишь, что лесная почва местами слегка светится, должно быть, микроскопические грибы.
А все-таки ночевать здесь лучше, чем в равнинном дождевом лесу – звуки гораздо приятнее. Нет такого безумного жужжания, странных криков. Только мелодичный стрекот насекомых, какие-то протяжные голоса. Равнинные джунгли ночью звучат как хардрок-концерт, а горные – как симфония.