asketic_travel (asketic_travel) wrote in adventure_guild,
asketic_travel
asketic_travel
adventure_guild

Монастырь Ованаванк



Лишь двадцать минут потребовалось нам, чтобы доехать от Сагмосаванка, о котором шла речь вчера, до находящегося в пяти километрах Ованаванка - другого средневекового монастыря, соперничающего с Сагмосаванком и по красоте, и по живописности расположения. А вот по историческому значению Ованаванк, пожалуй, далеко превосходит своего соседа.


Как и Сагмосаванк, Ованаванк находится на самом краю каньона реки Касах. Как и Сагмосаванк, Ованаванк представляет собой комплекс примыкающих друг к другу строений. Главный храм - церковь св. Карапета, сооружена в 1216-1221 гг. К ней с запада пристроен просторный и светлый гавит - притвор (1248-1550 гг.), его ротонда видна сзади. С севера примыкает простая однонефная базилика св. Григора, воздвигнутая, видимо, в V веке - она находится на переднем плане, ей принадлежит стена с тремя окнами. 

Очень интересно строение, лишь частично попавшее в кадр, оно видно на краю снимка справа. Считается, что это остатки самого первого сооружения, воздвигнутого здесь ещё в IV веке, в век обращения Армении в христианство, признания его государственной религией. Причём есть версия, согласно которой заложил его сам св. Григор Лусаворич, Григорий Просветитель, который крестил Армению. Крещение, как сообщают источники, сопутствовало разрушение языческих храмов, на месте которых воздвигались христианские базилики. С одной стороны люди оставались на намоленном месте, с другой стороны их лишали возможности восстановить языческий храм на том месте, где он стоял до сих пор.

Вот и здесь считается, что первая базилика была построена на месте языческого капища.





Весна - водопады в полной силе.


Вдалеке виднеется Сагмосаванк, где мы только что гуляли. Видно, что он находится заметно выше Ованаванка. Я, кстати, чуть раньше написал, что до Сагмосаванка пять километров, так вот пусть это не введёт вас в заблуждение - пять километров по прямой (и снимок сделан с помощью 300-мм зума). По дороге, конечно, намного больше.


Восточный фасад церкви Катогике. Высокие и узкие экседры не имеют самостоятельного функционального значения, но, символически обозначая пределы алтарной части, она визуально облегчает стену храма, делает её более лёгкой, изящной.

Довольно характерной является и композиция в центральной части стены, функционально направленная на оформление крошечного окна: в ней многократно повторяется тема креста и солнца.


Элемент оформления фасада. Я, к большому сожалению, не очень силён в орнитологии и не могу сказать, что делает птичка сверху: то ли ласкает ту, которая снизу, то ли пытается откусить ей голову. Наверное, первое всё-таки ближе к истине.


Западный фасад гавита с порталом. Хорошо видно, что как и фасад книгохранилища в Сагмосаванке, фасад гавита буквально испещрён крестами, хачкарами и надписями. Интересно: несмотря на равные размеры правой и левой части (судя по планам), аркатура слева имеет четыре элемента, а справа - три. Почему - непонятно.





Внутреннее пространство гавита: по сравнению с другими церквями здесь довольно светло, благодаря широкому отверстию в крыше и нескольким крупным окнам.


Ротонда была построена несколько позже, чем гавит, и использовалась в качестве звонницы. Утверждают, что это самое крупное световое отверстие в крыше гавита в Армении (по моему скромному опыту так и есть).

Примечательны сталактитовые элементы оформления тромпов - сводов, поддерживающих ротонду купола, что, видимо, надо отнести на счёт сельджукского влияния. Набеги сельджуков на Армению начались ещё в XI веке, за два века до начала сооружения гавита. Всегда очень интересно обнаруживать такие следы переплетения разных культур и традиций, особенно в столь цельном и гармоничном сооружении. Особенно ярко это, кстати, проявилось в Гегарде, главная церковь которого и её гавит были тоже построены в начале XIII века. Ну до Гегарда мы ещё доберёмся в своё время.


Среди множества хачкаров гавита в первую очередь бросаются в глаза эти два красавца.


Это вход из гавита в церковь св. Григора, о которой я говорил в начале рассказа. Это очень простая однонефная бескупольная базилика. Она была перестроена в 573 году, а потом неоднократно поновлялась.


Интересна она и тем, что в ней имеется иконостас - судя по прочитанному, один из немногих в Армении иконостасов. И действительно, в большинстве посещённых церквей иконостаса мы не обнаружили.

Советую повнимательнее посмотреть на иконостас. На первый взгляд всё понятно: Богоматерь с младенцем, евангелисты... А вот кому принадлежат стоящие фигуры слева и справа от Богоматери? Мы сначала подумали, что это, как обычно, Пётр и Павел. Однако это оказались апостолы Фаддей и Варфоломей, которые принесли христианство в Армению. Я уже упоминал их в рассказе про барельефы и фрески церкви Сурб Хач, расположенной на находящемся в Турции острове Ахтамар.

И действительно, у стоящего слева Варфоломея в руках икона, которую он принёс в Армению, а у Фаддея - копьё сотника Лонгина, которым тот пронзил бок умирающего на кресте Христа. Если присмотреться, то видно, что копьё находится в правой руке Фаддея и направлено в правый верхний угол иконы. Копьё потом, как известно, хранилось в Гегарде, дав название самому монастырю (гегард - копьё), а потом было перемещено в Эчмиадзин.


Под этим камнем лежат мощи, если не ошибаюсь, Иоанна Крестителя (но не уверен).


Ещё один интересный хачкар, также врезанный в стену. В верхней части креста виден лик Христа, внизу в соответствии с традиционным сюжетом изображена голова Адама, грехи которого Спаситель искупил своими страданиями. Приходилось встречать полемические статьи, в которых подвергается сомнению истолкование о принадлежности Адаму черепа, изображаемого под крестом: дескать, это противоречит логике Священного Писания. В данном случае сомнений нет: подпись свидетельствует, что это Адам.


В тимпане изображена тонко прорезанная сцена встречи Христа с благоразумными девами (Мф 25:1-13). Согласно Евангелию история была такая.

"Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий."


И вот мы здесь видим благоразумных дев по правую руку от Христа и припозднившихся неразумных дев по левую руку. Интересен и сюжет, и то, что мы здесь можем видеть следы краски - многие из резных композиций в церквях первоначально были покрашены, но со временем краска сошла.

Единственное, что меня здесь смущает, это очень хорошо различимые окладистые курчавые чёрные бороды, обрамляющие лица дев. Как так - не пойму. Причём бороды украшают как разумных, так и неразумных дев, то есть соотнести разумность и бородатость не представляется возможным. То, что это притча про дев, нет никаких сомнений, об этом говорят и справочники, и настоятель храма, который взялся показать нам монастырь и дать многие интересные пояснения. Не могут же девичьи бороды быть объяснены слишком долгим ожиданием! Короче, загадка.


В гавите можно увидеть фотографию, на которой монастырь изображён в том виде, в который он пришёл после разрушительного землетрясения 1919 года.  Восстановление его было осуществлено ещё в советское время, в 1970-90 годы.





Вид на храм с юго-запада. Хорошо виден гавит. Обратите внимание на зонтичную форму купола - она появилась одновременно с переходом от гранённых подкупольных барабанов к круглым, то есть в X-XI веках.


Монастырь, как и подобает обители, был окружён стеной, сооружение которой началось в XIII веке, во времена монгольских нашествий. В некоторых описаниях встречается утверждение, что стена помогала защищать монастырь от набегов кочевников. Откровенно говоря, трудно воспринимать всерьёз такие слова, учитывая, какие кремли, да и ближневосточные крепости покорялись монголам. От кого же в таком случае могли защитить такие стены? Разве что от каких-нибудь заблудившихся хулиганов.

Есть, кстати, красивая легенда, согласно которой при приближении неудержимых орд Тамерлана настоятель монастыря пошёл топиться в реке, но вода не приняла его. Увидевший это Тамерлан впечатлился чудом и предложил настоятелю высказать любую просьбу. Настоятель попросил отпустить с ним столько людей, сколько поместится в церкви. Тамерлан согласился. В церковь вошло огромное множество людей, и ни один не остался на улице. Не понимая, что происходит, Тамерлан тоже зашёл в церковь и увидел, что люди превращаются в голубей и улетают в окна. Могу представить, как он был удивлён.


Мемориальная колонна была сооружена на монастырской территории в 1311 году и, насколько я понял, в целости и сохранности дошла до наших дней. К сожалению, несмотря на все попытки узнать, какому событию она была посвящена, успеха я не имел, так что буду рад подсказкам.


Ворота из чёрного базальта напоминают сирийские мёртвые города. Впрочем, они процветали веков на семь раньше, чем были построены эти ворота и стены.


Тут же за стеной монастыря неспешно идёт сельская жизнь, коровы с озабоченным видом пережёвывают кладбищенскую траву, среди обломков средневековья деловито ходят крестьяне в своих потрёпанных пиджаках, птицы поют весенние песни.



*    *    *
Наш путь лежит дальше на север. Нам предстоит обогнуть самую высокую гору современной Армении - Арагац, проехать через возрождающийся после давнего землетрясения Спитак и, перебравшись через Пушкинский перевал, начать знакомство с Лори - северной провинцией Армении, переполненной интереснейшими памятниками. Что вышло из этих планов - расскажу в ближайшее время.

Полезные ссылки
Ованаванк на armenica.org.
Ованаванк на GoogleMap - опять только местоположение, сам снимок плохой.


Tags: Армения, автопутешествия, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments