Olegs (olegkapkaevs) wrote in adventure_guild,
Olegs
olegkapkaevs
adventure_guild

Могу ли я? Хочу ли я? Монголия! - V



Жесткие правила мототриала.


Лариса Поднялись в 9 утра. Под окном нашего номера обнаружился скелет от Африки Твин 650. Оказалось, Юра Лемми разобрал ее с самого раннего утра. Что-то у него она плохо едет. Но к нему скоро подключились наши "головастики" - два Миши, надеюсь, все наладят.




У нас необходимость в сварке крыла, у Олегса - дуги. Санька с Олегом съездили на рынок и заварили свои проблемы, остальные профилактический осмотр + сходили в больничку.
Передали презент доктору Коле, который лечил Сашу в прошлом году. Жаль не застали, было бы интересно увидеть его глаза когда бы он увидел, что нога "все еще" в гипсе :)

Быт.

Бытие их и мое, наше…в Монголии совершенно неприхотливо, если не сказать аскетично. То, что мы считаем обыденностью, для них непостижимая роскошь. А иногда и наоборот.











Вода из крана течет только в областных центрах, горячая только из бойлеров, кои расположены если не в подвале, то в каморке или типа отдельной типа бани. На вопрос о душе как водной процедуре монголы довольно кивают головой и удивляются  тому, что мы имеем в виду. А так в юртах есть рукомойник, классический совковый, дачный, алюминевый либо чугуниевый, который доливается из ведра, которое наполняется из ближайшего ручья, либо родника, либо озера…



  
Так мы с Мишуткой однажды, на границе с Китаем, глубокой ночью, поиграли в прачек… Представьте сюрреалистическую картину… Полнолуние… Монгольская высокогорная степь… Табуны лошадей проносятся с ржанием где-то в темноте… Два российских мототуриста с шайками (тазиками) в руках, с фонариками на лбу, в сланцах, в цветных шортах, в панамах, с практически постиранным бельем…идут по каменной тропе…к ручью….полоскать белье…где и полощут его, стоя в позе бобра… Стирали мы его в юрте, запас воды был строго ограничен, как и площадь стирки. В общем, то еще шоу постирушек!

Ward Заряжаем батарейки, готовимся не знаем, к чему. В 14-45 первая группа - Миша Патэ, Юра Лемми и Темыч с Балтикой стартовали. Жарко. Мы решили выезжать через час. По плану хотели пройти 150 км. Но через 25 км в горном каньоне мы пробили переднее колесо! И не просто пробили, а прорезали сбоку.
Мишутка отвез его обратно в город и помимо заплатки пришлось вставить камеру. Выехать смогли только только в 19-55, через час стемнеет. В закатных лучах взяли два перевала - 2300 и 2650 прошли легко и весело.




Одеваются монголы просто, не чураясь европейской одежды. Обычным сочетанием являются джинсы с национальным халатом. Или ковбойская рубашка с национальной шапкой. Однако у мужчин обязательным элементом считаются хромовые сапоги, причем именно советской армии! Есть еще китайские подделки, но они не в цене, цена же на советские доходит до 150 долларов!







Одежда в магазинах говорит о шагах Китая даже в самых забытых богом уголках. Все промтовары - обувь, одежда и т.д. китайского производства.

А в продовольственных магазинах засилье российской еды. Начиная от детского питания, лимонада, шоколада до пива, макарон, огурцов, конфет, сигарет. Наборы во всех магазинах практически одинаковы – сушеные бананы, типа фанта, сникерс, дорширак, печенье, ириски, горошек, шпроты (питерские!) Однако в Улан-Баторе в супермаркете, как в цивильных странах, есть все и даже более того. Но действие этого супермаркета не распространяется на всю территорию Монголии…к сожалению.



Запас еды первой необходимости мы всегда имели с собой, на всякий случай, а с хлебом нам просто повезло, так как его как такового не продают….все какие-то непонятности из теста. Однако с голоду умереть сложно, практически невозможно. Вас везде накормят хоть чем-нибудь.



Будьте готовы к необычной сервировке. Пиал в доме (юрте) по количеству членов семьи. Сначала тебе наливают монгол цай, затем туда же кладут баранину, возможно, с макаронами, после, даже если не доел, наливают уже просто цай…странновато для нас, но объяснимо для монголов – воды немного, чего еще полоскать пиалу? Все одно чай настоящий, с жиром. Не брезгуйте и вам понравится!

Mishutka Пока я отвозил колесо в шиномонтаж, для подстраховки за мной выдвинулся Ваня. Отремонтированное колесо я привез, мы его поставили. Но Ивана я не видел!!! Где мы могли с ним разминуться на участке 50 км одной степной дороги, остается еще одной монгольской загадкой :) Забацали чаю на примусе, перекусили. Рация молчит. Мимо нас по ущелью поднимался монгол на ИЖе, засмотревшись на наш космический вид, потерял управление, врезался в каменный бруствер и упал. Подняли его, напоили чаем. А Ивана все нет. Делать нечего, выдвигаюсь в сторону города. Естественно через пару километров в низовье ущелья мы встретились с Ваней.



Лариса Опять ночные покатушки по Монголии - это сильные развлечения. Начали думать о ночлеге в палатках. Куда ехать, не очень понятно. Решили ехать на пятно света! Так и делали, пока не выяснилось, что это встает луна! Но вот где-то вдалеке показался один огонек, потом другой и третий - решили, что это стойбище и можно переночевать рядом, там должна быть вода. Я вообще-то подумала, что это Дуут (по километражу подходит), но только город без света? Точно! Заборы, домики-мазанки, Банк! Во как! Даже нашли зачит будан - гостиницу.
Одна комната и три кровати. Принимаем приглашение. Мы с Сашей на полу. Хозяева делятся с нами огромным блюдом с кровяной колбасой и всякими потрохами, приготовленными вкусно - но не для Олегса - а мы угощаем их водочкой. Хороший вечер. Где там наши? Как устроились?

 


Mishutka Уже несколько часов плутаем по ночной Монголии, плато, низины. С картой ГПС действительность не имеет никакой связи! Ориентиров тоже не видать. Наткнулись на какое-то ритуальное захоронение в скалах. Фары выхватывают из кромешной тьмы перед колесами обглоданные скелеты животных, черепа... Задумаешься о суетности жизни поневоле. И вдруг за кромкой гор проявилось небольшое, еле заметное световое шевеление. "ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА"!!! Радостно закричали мы!!! Уже недалеко!!! И как угорелые ломанулись с этого кладбища, не разбирая дороги, в сторону свечения. Через полчаса ночной гонки по степи, когда свечение уже было почти достигнуто и огни большого города оформились в полноценное световое пятно, над горой показался краешек луны. Остановились. На несколько секунд все были в легком ступоре. Потом нас разобрал смех. Гоготали до беспамятства. И как-то сразу полегчало. Тем более, чуть левее, у подножья скал мелькал огонек. Как оказалось, это и был наш "Большой город".

Lemmy Горы расступились и путь наш шел большей частью по выжженной степи.Вечером заскочили в поселок с одинокой заправкой на окраине. Бензин. Просто бензин, без этих дурацких цифр. Привод насоса -ручной. Пока наполнили наши многолитровые танки, почти стемнело. Заскочили на берег малюсенького ручейка, где и разбили лагерь. Ночь наступила как-то сразу.На небосклон прямо на глазах поднялась здоровенная белая блямба...луна, то есть. Как там наши?
 


Темыч В Ховде мы разделились. Я, Балтика, Лемми и Пате взяли курс на Улан-Батор, а остальные пошли к китайской границе. В Дарви ночевали в палатках, на берегу ручейка, отъехав от посёлка пару километров. Я даже не ставил тент от палатки, воспользовавшись ясным ночным небом, разглядывал звёзды и Луну через Юркин бинокль – отлично было видно кратеры и материки на её поверхности.
С утра проснулись от топота копыт и ржания лошадей – пастух гнал табун совсем рядом с нашим лагерем.



О людях.

Как и в нашей стране, настоящее достояние страны Монголии это Люди, персонажи. Ибо аналогично нам, все что они делают руками - коряво, непрактично, нелепо. Дети - наше и их богатство!

 

Только удивительной силы духа и воли люди могут жить на этой земле, причем жить с уверенностью в завтрашнем дне, задорно и плодовито. Никого не удивляет наличие 4х детей в семье, причем родители находятся в возрасте до 30-35 лет! Детей в Монголии в принципе много, они везде - и на дальних пастбищах, и в больших городах. Голые, босиком при любой погоде, немытые, но с неизменной улыбкой и первобытным любопытством, они первые, кто окуппирует вас при приезде. Но, в отличии от Азии, они не попрошайки, а просто излишне любопытны, хотя от конфет никогда не откажутся.








Ward В 9 утра стартовали из Дуута. Предварительно получили корм в гостинице и осмотр достопримечательностей рядом. На центральной площади нас порадовали памятники Борцу и Доярке (монгольский вариант рабочего и колхозницы). От местных жителей узнали, что в Булган ведут две дороги. Одна, то что на карте, 100 километров, а другая - "хорошая" - 115 километров. "Но ехать надо вот туда, потом повернуть, а потом опять туда". Получив эти исчерпывающие кроки, двинулись в указанном направлении, надеясь на помощь местных жителей.




Трудно представить, что здесь считается плохой дорогой, если та, по которой мы ехали, считается хорошей. Перед перевалом у Олегса мотоцикл начал разваливаться. Коляска пыталась отделиться, как первая ступень у ракеты. После ремонта мотоцикл держался на ремнях, проволоке, веревочках и честном слове. Мы поехали вперед на разведку. Перед нами шла митсубиси-делика, а перед ней 2 пассажира-монгола пешком расчищали дорогу от лишних камней и насыпая в самые глубокие ямы необходимые. Остальные пассажиры, плотно облепив свой автобусик, дружно толкали его в гору. Перевал 3180 метров. Дождались наших. Выпили водочки. До Булгана еще 60 километров пути. Что со слов проезжающего мимо 66-го, 5 часов.



 
На спуске дорога идет прямо по ручью. Камни размером с мотоцикл. В районе отметки 3000 метров у нас лопается переднее крепление коляски к подрамнику. Коляска ложится на мотоцикл и ломает мне гипс. Устроили перекус, и Мишутка стал думать, как из присутствующих в нашем арсенале трех железок и двух хомутов, соорудить конструкцию, способную доставить нас до Булгана.


 

Олегсу тяжеловато дышать, но он молодцом, а еще и помогает с мотоциклом. В итоге с помощь банки из-под зеленого горошка, удлинителя воротка, мишуткиного гения, олегсовского хомута и удачи конструкция была признана завершенной и мы тронулись в путь. Коляску разгрузили по максимуму. Лариса пересела к Мишутке. Вечереет. Ночных покатушек точно не избежать.
 
В пределах дневного перехода, пусть ваш путь лежит даже через Сердце Гоби, вы всегда встретите людей. Одну-две юрты, не понятно как, а главное зачем, разместившиеся на высоте 4 км, в горах или на удалении в пару сотен км от поселков в пустыне. Но и там и там вас встретят, накормят, помогут. А главное, они все верят в свое предназначение на Земле монголов. Это их родина, а они люди этой страны. Любой, даже самый маленький, говорит – Я-Монгол! Не казах, не китаец, не бурят – Монгол! Удивительно…для нас, Иванов, не помнящих родства…

Природа приспособила монголов для суровых условий жизни. Они не брезгливы, относительно опрятны (не запариваясь умыванием и переодеванием), очень выносливы, неказисты и терпеливы. Даже расстояние мерят днями и ночами. На наш вопрос - сколько км до Алтая, немного подумав, отвечают – два дня пути…почему два, как два…непонятно. Но ехали два дня!

Монголы не обременены вещами, по сравнению с ними мы просто фетишисты! Халат, конь, пояс, плеть, нож, сапоги, улыбка, обветренное лицо – вот и все имущество кочевника. Но ему всего хватает! Спит он на халате и в халате, ездит на коне, пасет коней, работает ножом, ест ножом. А то что лицо многих девушек обветрено и слегка приплюснуто сковородкой, так это даже у нас, европейцев, через пару недель не вызывает никакого отрицания.



 




Ward Средняя скорость передвижения 15 километров в час. Иногда разгоняемся до 30. На дорогах громадные промоины. В одну из которых на очень крутом подъеме влетает Олегс. Удар был такой, что подумалось, это конец поездки. На подъезде к Булгану нам повезло - вместо бродов два больших хороших моста. Броды нам все же достались, но мелкие. Недалеко от Булгана выясняем, что у меня бензин почти на нуле.
В итогe мы доплелись на парах. Вот они - метеостанция, юрты, заборы, домики. Родные слова "Зочид буудал" (плюс Интернет, бильярд, дискотека). Внутри реальное гулянье. Это казахский город, монголов здесь мало. Многие говорят по-русски. Хозяйка Света - молоденькая и симпатичная - поселила нас и накормила.





Наш новый друг Эрдан-Бек учился в Новосибе и рассказал две радостные новости: что пограничный переход Булган-Гол, а также еще два, которые дальше, являются временно работающими, т.е. работают с 15 по 30 число каждого месяца. Эта новость подрывает нашу уверенность о реальности Китая, хотя он всего в 15 километрах от нас. Электроэнергии в городе нет. Все электричество от генераторов: и гостиница, и телефон - все. Мобильники не работают. Эрдан-Бек сообщил, что сварщик в городе есть, что является несомненным благом для этого города и спасением для нас.
А вот насчет дороги в сторону Булган-Гола сказал, что дорога совсем плохая. 150 километров сплошные камни. Пытались выяснить, дорога по которой мы приехали, тоже плохая? Оказалось - хорошая. Но, поскольку "хорошая" дорога нам очень не понравилась, решение, что делать отложили на завтра - нам еще технику восстанавливать. Перед сном вышел с Эрдан-Беком на улицу покурить. К нам подошел какой-то пьяненький паренек. Эрдан с полоборота ударил паренька ногой в грудь. Я спросил, за что. Ответ не понравился: "Он алкаш". Ночью под окнами звон бутылок, мат, драки. Спокойно засыпаем.
 
Mishutka Езда ночью по Монголии это отдельная эпопея. На мосту через речушку спросили у местных, сколько нам осталось до поселения. Сказали 18 км. Не очень далеко. По карте примерно столько же. Правда, оба наших колясочника едут на честном слове и люльки в силовой конструкции имеют надежный тюнинг - веревки, банка из-под горошка, вороток, парочка хомутов и прочие подручные средства! Когда мы проехали 30 км, город все еще не наступил. По карте прямо, по петлянию дорог и персечению речушек, тоже вроде прямо, но города нет. На 37-м километре он нашелся. УРА! Очередная монгольская загадка!!!

Lemmy На следующий день моя Африка совсем расхворалась,не помог и очередной мозговой штурм.Последние 70 километров до Алтая я ехал на галстуке за BMWуром. Ночью, по степи..Так как колясочник нещадно пылил, пришлось опустить стекло шлема. Два огонька габаритов - это мой горизонт, каждый камешек или полоска песка - сюрприз! Да еще нещадная гребенка. Теперь я знаю, как надо тренировать чемпионов Дакара..Сколько раз я чуть не навернулся, считать бесполезно, порой поднимал мотоцикл из уже практически горизонтального положения, но все же ни разу не приложился. Финишировали у заблаговременно снятой Мишей Пате гостиницы. Снеговика представляете - так вот я таким же был, только вместо снега - пыль.По совету администратора закатили мото прямо в холл гостиницы, чудом надыбали десяток банок с пивом и отрубились.




Темыч Утром, в двадцатый раз разобрав мотоцикл и не добившись результата, приняли нелёгкое решение об эвакуации. За 100 долларов попутный грузовичок с каракулем согласился довезти мотоцикл с пилотом до Улан-Батора. Расстроенные этим обстоятельством, выехали из Алтая не по той дороге (в смысле, направлению). Как известно - возвращаться не наш метод... да и крюк получался всего километров в 150... не буду вдаваться в подробности, но на этом участке Пате упал два раза, а мы оторвали тормозную тягу на колясочное колесо. Ночевали на каком-то высохшем болоте с огромными кочками в человеческий рост. Следующие полдня ехали просто по пустыне, переплетения дорог совсем сбили нас с толку. Плюнув, пошли напрямую...



Могу ли я? Хочу ли я? Монголия! - I
Могу ли я? Хочу ли я? Монголия! - II
Могу ли я? Хочу ли я? Монголия! - III
Могу ли я? Хочу ли я? Монголия! - IV
Tags: Монголия, история
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments