Путешествия, с камерой наперевес... (se16) wrote in adventure_guild,
Путешествия, с камерой наперевес...
se16
adventure_guild

Алтай. Часть 2 - Долина Катуни

Сначала я хотел сделать один большой пост с большим количеством фотографий, но передумал - их будет два. Я немного изменю стиль повествования. Если раньше я старался давать наиболее раскрытые комментарии к отдельно взятой фотографии, то сейчас я этого делать не буду. Наоборот, фотографии должны стать визуализацией написанного. И далеко не всегда будут соответствовать тексту. Поехали...

Если двигаться от села Майма в сторону Семинского перевала, то очень сложно проехать мимо поселка Усть-Сема. В нём, Чуйский тракт на некоторое время прощается с рекой Катунь и уходит южнее. Про него мы на некоторое время забудем, сворачиваем с главной дороги налево и оказываемся на дороге-спутнике Катуни.



Можно было смело назвать эту дорогу Катунским трактом. Но такого названия почему-то не придумали. Чемальский тракт - именно так называется направление, уходящее в глубь долины Катуни. Когда-то, давным-давно он мог стать дорогой того значения, которое сейчас имеет Чуйский тракт. Но не сложилось.
Долина Катуни, почему-то, оказалась незаслуженно закрытой тенью Чуйского тракта.



Известна она, в основном, водникам. Для которых здесь рай: многочисленный пороги и перекаты, безлюдность и покой. Хотя, с первых километров Чемальского тракта впечатления совсем иные. Туристические базы, кемпинги и прочие "сплавы" - слева и справа от дороги дают повод для беспокойства. Большие и не очень компании людей той или иной тематической направленности. Но вот это - просто жесть жестяная. Мне показалось, что это фестиваль водников. Хотя, могу ошибаться.



Чем ближе к Чемалу - райцентру Чемальского района, тем сильнее наступала цивилизация. Я ехал и думал: "Ну как же, ну где же? Ведь я ждал от этого вектора совсем другого. Почему тут столько людей? Когда же кончится асфальт?" Бац! Немного проезжаем от Чемала и асфальт заканчивается, вместе с ним кемпинги и прочие цивилизации. "Ну наконец-то!", - выдохнули все :)



Как и на Телецком озере, чем южнее мы движемся, тем выше становятся горы. Со всех сторон уже стоят полутора и двухтысячники, сама же долина также начинает забираться выше - от 400 метров , понемногу к 800 метрам.



С каждым километром продвижения на юг остановки всё чаще и чаще. Хочется сфотографировать всё. Уже становится наплевать на течение времени. Его тут не замечаешь вовсе. "Ты - маленький и никчемный, букашка, тварь земная среди великанов - духов гор", - думал я, шагая по камням, поросшим редкой травой. Ну прям как высокогорная лесотундра. И старался не наступать на муравьев, проецируя себя, почему-то, на них.



Реже и реже на пути попадаются населенки, реже встречается мусор по берегам. Все чаще на берегу вместо очередной пьяной компании, как на Телецком, можно встретить лишь стадо коров или лошадей.



Неспешно, к солнечному зениту, с постоянными остановками, мы добрались до недостроенной и замороженной Катунской ГЭС. Что тут можно сказать, прочитав её историю… Я не буду копипастить текст, например, с википедии или с описания одноименного геокешерского тайника. Кому интересно, найдете информацию сами.



Проектировка и первый этап её строительства начались в начале шестидесятых готов 20 века. Место - выбрано было совсем не случайно - здесь одно из самых узких, и в то же время - самых глубоких мест по всему течению реки. Очень удобно, не так ли…. Зачем строить 100 метровую махину, если можно перегородить 10 метровый по ширине и 70 метровый по глубине разрез.



К счастью, очередная стройка века была заморожена по экологическим соображениям. К ней ещё не раз возвращались - в 90-х годах проект так же был остановлен. И в середине двух тысячных. Строительство этого ржавого бетонного монстра, конечно же дало какое то количество электроэнергии Чемальскому району. Но цена - несоизмерима своими необратимыми последствиями во флоре и фауне региона.



На фоне обсуждения строительства газопровода Россия-Китай, который проходит, пока только по проекту через "Зону покоя Укок", снова начали раздаваться призывы к действию - строительству Катунской ГЭС. Если это, не дай Бог, произойдет, конец придет не только уникальной природе Катунской долины, но, возможно и всему Алтаю, такому, каким мы его знаем.



А пока, пока Катунская ГЭС остается ржавой занозой и ещё одним памятником человеческого эгоизма на теле уникальной алтайской земли.





От поселка Еланда, у которого находится ГЭС, до поселка Куюс нет вообще ни людей, ни домашних животных…ничего. Только отличного качества грунтовка, по которой пройдет любой недопривод.



А синеватый горизонт с каждым километром продолжает открывать более высокие горы.





С некоторой периодичностью поднимают дорожную пыль либо местные на старых мотоциклах с колясками, либо их более предприимчивые соседи, возящие туристов к петроглифам и каскаду водопадов. Мы ТАМ побываем… чуть позже.



Пока мы не доехали до Куюса, добавить что-то сложно. Частые вынужденные остановки :) очень красиво! хочется всё запечатлеть, рассмотреть, потрогать :)



Воспользуюсь случаем и немного расскажу о нашей команде. Мой экипаж - моя жена Natalie, дочка Вера и две собаки.



Вторая машина - Honda CR-V. С нами поехал мой отец с моим младшим братом, а вторым пилотом - Витя, которого вы уже знаете по предыдущим поездкам, плюс ещё одна собака.





Хонда показала себя очень выносливой лошадкой там, где мы были, хотя и было ей иногда не легко. Но нарочито жесть для неё мы и не устраивали.



Куюс. Здесь, судя по картам, грунтовка должна закончиться. Что дальше - не совсем понятно. Но нам надо проехать ещё километров 15 и чуть повыше в горы, чтобы увидеть петроглифы и каскад водопадов, о котором я говорил выше. Спускаемся с невысоких холмов, которые приходится переезжать на протяжении всей дороги от Чемала.



И оказываемся в чудесной ложбине. Сразу видно, что рядом люди. Пасутся стада упитанных и лоснящихся от здоровья коров.



Встречаются стада лошадей. Поведал местный житель как отличить диких лошадей от домашних. Пасутся при этом они вместе. У домашних связаны передние копыта, чтобы дикие не увели их за собой. Всё как у людей. Правда?
Ну а диких лошадок люди подкармливают, раз в месяц отбирают самую слабую лошадь и забивают на мясо. Такова суровая правда жизни в горах.



Продолжение следует в "Часть 2,5".
Tags: Алтай, автопутешествия, фото
Subscribe

  • Техас: побыкуем?

    Раз ковбой, два ковбой… (советский м/ф, 1981 г.) Если при слове «Техас» в вашем воображении возникают картинки с кактусами, пустынями и…

  • Колорадо-Юта после карантина

    Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда я постоянно на работе. Ёпрст! 2020 год стал для нас необычным в плане путешествий.…

  • Северная и Южная Дакота после карантина 2020 (2)

    ... В целом, очень интересно послушать о процессе запуска, особенно тем, кто, насмотревшись голливудских боевиков думает, что плохим дядькам…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments