radamanth (radamanth) wrote in adventure_guild,
radamanth
radamanth
adventure_guild

Дорога Манали - Ле



Дорога Манали - Ле - это почти такой же культурно-географический мем, как киплинговская Дорога на Мандалай. 480 километров между зеленым Химачалом с его кедровым лесами и вуалью облаков-туманов и инопланетными высокогорными пустынями Малого Тибета. 480 километров военной трассы NH21, на который практически любой, даже случайно и навскидку сделанный снимок выглядит, словно обои на десктоп или иллюстрация из National Geographic. Мне немного жаль тех, кто по малодушию или по какой-то надуманной нехватке времени предпочитает за час с лишним добираться до Ле на самолете из Дели. Переезд в Ладак по земле - это в некотором смысле, тревел-инициация, сродни покорению какого-нибудь восьмитысячника, и своеобразная психологическая грань между понятиями "турист" и "путешественник". Невыносимая красота этой дороги сопоставима разве что с невыносимой мучительностью езды по ней: тому, кто выдержит 18 часов на узком сиденье минибаса, без еды и сна, с чередованием заоблачных гималайских перевалов и песков равнины Мор, все прочие переезды-перелеты покажутся легкой и необременительной прогулкой. В любом случае, эта трасса - несомненный претендент на участие в столь любимых глянцевыми журналами рейтингах типа "100 дел, которые нужно сделать в течение жизни".





Еще сравнительно недавно путь Манали - Ле занимал два дня, по 10 часов ежедневно, с ночлегом в Кейлонге или Сарчу. Но потом, по мере того как индийская армия превратила этот древний караванный путь из Тибета в Индию в мало-мальски приличный хайвей, кто-то обоснованно решил, что лучше отмучаться 18 часов сразу, не растягивая удовольствие на двое суток. Впрочем, лишь при хорошей летней погоде и выспавшемся водителе этот путь займет ровно 18 часов. В случае схода лавины или оползня путешествие растягивается несколько суток, а в случае задремавшего водителя - вообще навсегда.





Из Манали колонна из шести автобусов выходит в два часа ночи. Полтора-два часа, пока автобусы несутся по химачальским лесам - единственная возможность вздремнуть без помех. В четыре утра минибас начинает карабкаться по серпантину на Гору Трупов - перевал Рохтанг Ла, отделяющий низкие Гималаи от безжизненных высокогорий долин Лахол и Спити. Ночной подъем на Рохтанг напоминает взлет самолета, растянувшийся в сомнабулически-сонном slo-mo на целую вечность: вначале внизу гаснет зарево огней Палчана, затем автобус пронзает несколько слоев облаков, идеально ровными плоскостями отмеряющих высоты, и, наконец, остается лишь черепашье движение где-то между землей и небесами со стробоскопическими всполохами дальнего света встречных дальнобойщиков.

Те, кто ехали в Ле по старинке, за два дня, могли насладиться полуденными видами с Рохтанга и совершить сакральное обхождение-кору вокруг ступ и связок флажков-лунгта. 18-часовой маршрут не предполагает подобных сантиментов; на перевале химачальский водитель-арий сменяется на монголоидного ладакца, и в предрассветной темноте автобус проезжает без остановок мимо Кейлонга и Дарчи. Первая остановка - в 6 утра у трэшевой дхабы, меню которой состоит исключительно из бич-пакетов и растворимого кофе. Некоторые несознательные личности набрасываются на эту пищу индийских дальнобойщиков, словно не ели несколько суток; несчастные еще не знают, что ждет их впереди :)

Дхабы:









С рассветом автобус устремляется по замысловатому серпантину хребта Пир Панджал; именно здесь начинаются те самые, настоящие, открыточно-плакатные Гималаи, с заснеженными горными вершинами и руслами высохших рек, царства камня и льда. Одно из самых потрясающих впечатлений от высоты в 3 с лишним километра - пронзительная, фотошопная синева небес; в низине подобных красок не бывает никогда, даже в самый ясный безоблачный день. Каждый полтора-два часа - короткие остановки у дхаб. Здесь уже ощущаются первые симптомы горной болезни, необычные, но поначалу даже приятные: легкое головокружение, едва ощутимая эйфория от кислородного голодания и запредельных пейзажей.








К полудню колонна приезжает в Сарчу - несколько десятков белоснежных военных палаток в небольшой долине с чахлой низенькой травкой. За Сарчу начинается главный хайлайт всего пути - равнина Мор с ее фантасмагорическими пейзажами и исполинскими эрозионными колоннами. Именно на равнине Мор начинается самый чудовищный участок всего пути, когда сюрреалистические скалы уступают место пустыне. Дороги здесь нет, есть лишь направление, с рельефом стиральной доски. Здесь водители колонны устраивают между собой соревнование, кто первым доедет до перевала Тагланг Ла и втапливают до 150 км/ч. Те, кто с утра наелись в дхабах дошираков, дружно сблевывают содержимое этих бич-пакетов. А тех, кто смог выдержать пустыню Мор, окончательно добивает Тагланг Ла.

Сарчу:






Равнина Мор


Эти эрозионные колонны, встречающиеся по всему Ладаку, имеют примерно то же происхождение, что и скальные останцы аризонской Долины Монументов


Каждая такая колонна - метров 20-30 в высоту


Эта дорога - самый неприятный участок всей 480-километровой трассы


Этот перевал - последняя и наивысшая точка всей трассы, 5300 метров над уровнем моря - это всего на 200 метров ниже Базового лагеря Эвереста. Здесь становится совсем замечательно: пройдя десять метров, чувствуешь себя так, словно пробежал километр, головокружение от гипоксии убаюкивающе покачивает окрестные горы. Очень немногие находят в себе силы, чтобы хотя бы выйти из автобуса; в коматозном анабиозе проходят последние пять часов езды до Ле, когда, спустившись с Тагланг Ла, автобус долго петляет по узкому коридору ущелья на пути в Ладакскую долину. Ладак, каким он видится из автобусного окна в закатных солнечных лучах, - это калейдоскоп военных баз, буддийских гомп на вершинах скал и аккуратных ухоженных деревушек с кубиками однотипных тибетских домиков. Первое впечатление в данном случае оказывается самым верным - гомпы-милитари-пастораль посреди пыльной высокогорной пустыни в обрамлении гор - таков в действительности и есть Ладак.


Тагланг Ла


Дорога в Ле с перевала Тагланг Ла
Tags: Индия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments