Артем (east_travel) wrote in adventure_guild,
Артем
east_travel

Снова про Индию. Гималаи. Деревня Кхирганга.

Пока за окном трещат морозы, так не хочется смотреть на зиму еще и на экране. Поэтому продолжу рассказывать про свое незабываемое осеннее индийское путешествие. Прошлый раз мы остановились на возвращении из гималайской деревни Малана, в которой живут потомки Александра Македонского.
Сегодня я расскажу о месте, которое стало для меня синонимом покоя и умиротворения. Но все же правильное слово, характеризующее это место – «шанти». Итак, мы отправляемся в оторванное от цивилизации местечко под названием Кхирганга.

Кхирганга, которая иногда зовется просто Кирганга - маленькая деревушка на склоне горы в долине Парвати в штате Химачал Прадеш. Прелесть этого места в том, что туда невозможно доехать даже на велосипеде. Только пешком. Причем от ближайшего населенного пункта идти не близко – порядка 15 км по довольно опасной, но очень живописной тропе. Тем самым, образуется некая заповедная зона. Этакий «Пляж»…

Кхирганга — священное для индуистов место, связанное с жизнью Шивы и Парвати. Здесь есть небольшой храм в их честь. Но главной достопримечательностью Кхирганги являются горячие серные источники, в которых можно отмокать после тяжелого подъема. Домов в деревне как таковых два-три — здания храма. Остальное — гестхаусы и ресторанчики.

Вот такой информацией мы обладали перед выходом на маршрут. Встать пораньше, к сожалению, не получилось: сказывался вчерашний марш-бросок в Малану и обратно. Тело ломило от крепатуры. Старт немного отложился.

Еще одна причина позднего завтрака - транс-пати израильтян, продолжавшееся всю ночь

Это означало, что большую часть пути придется проделать при палящем солнце. И хоть за окном уже октябрь, днем в Гималаях еще сравнительно жарко. Итак, мы собрали маленькие рюкзачки, взяли теплые вещи и спальники (а ночью в октябре в горах уже сильно холодно) и выдвинулись в путь из нашего уютного пристанища в Касоле.

Именно до дальних снежных вершин нам предстоит дойти...

Все-таки в Гималаях гораздо больше представителей не индийского этноса

Пока ждали автобус, познакомились с нашим будущим обедом

No smoking )))

Типичный рейсовый автобус в Гималаях

Дорога в Кхиргангу начинается от поселка Баршани. Из Касоля туда можно проехать через Маникаран, затем через километров 15 доехать до самого конца дороги – это и будет крохотный Баршани. Эти 15 км дороги автобус будет преодолевать около часа, и я уверен, она вам запомниться на всю жизнь. Особенно учитывая, что сиденья в индийских автобусах не мягкие и не особо годятся для нежной белоснежной  На очередном ухабе приходится просто парить и зависать в воздухе, болезненно приземляясь на пятую точку. Но виды из окна компенсируют эти неприятности с лихвой.

Пересадка в Маникаране на автобус до Баршани. Индийская неторопливость отняла у нас порядка часа...

Виды из окна автобуса (съемка в полете)

Просто очень красиво!

Баршани невозможно перепутать ни с какой другой деревней, потому что сразу за поселком начинается огромная стройка. Индийский план ГОЭЛРО в действии. В месте слияния рек Парвати (вдоль которой мы ехали) и Тос (уходит вправо от Парвати) строят гигантскую плотину.

Из автобуса вас высадят именно перед стройкой. И вот дальше уже нет никаких дорог. Только пешие тропы. Причем до Кхирганги дороги две: одна - простая по правому берегу реки через деревню Нактан. Именно на нее вам будут указывать все местные жители, если спросить их про Кхиргангу. Дорога проходит по открытой не лесистой части горы, поэтому идти по ней лучше ближе к вечеру, когда солнце не так беспощадно жарит.

Другая дорога – это горная тропинка по левому берегу реки через деревню Кальга. Тропинка эта местами очень опасная, но чертовски живописная.

Путь по обеим дорогам займет в среднем 4-6 часов. В зависимости от того, с каким темпом вы идете и как часто фотографируете.

Мы решили, что воспользуемся обеими тропками и туда отправились через Нактан (чуть не получив солнечный удар), а обратно пошли через Кальгу (скрываясь от солнца под кронами высоченных сосен).

Чтобы пройти через Нактан реку Парвати переходить не надо. Спускаться вниз к плотине тоже не надо. Нужно спуститься по небольшому серпантину к реке Тос (таким образом, плотина окажется у вас за спиной), перейти ее по небольшому мостику и пойти вдоль реки Парвати вверх по тропинке. Примерно через час придете к Нактану. Именно так мы и сделали, отправившись в нелегкий путь к вершинам Химачал-Прадеша.

Долина реки Парвати. Если смотреть так, как на фотографии, то дорога через Нактан идет слева (по правому берегу реки), а дорога через Кальгу - справа (по левому берегу реки)

Перейдя реку и немного поднявшись, можно увидеть такую картинку. На горе за поворотом - автобусная остановка. Там, где небольшой камнепад - место спуска к реке Тос.

Чтобы пройти через Кальгу, нужно спуститься к плотине, перейти на противоположный берег и подняться по тропе вверх. Деревня начнется практически сразу же после первого резкого подъема.
Оба пути неплохи, но, как я сказал, через Нактан получается немного быстрее и легче. Поэтому, если вещей немного и день жарковатый, идите через Кальгу: там тропа проходит в тени леса, много источников, где можно попить, но есть смертельно опасные места. Если солнце не печет и вещей многовато, то тропа через Нактан будет легче: она открытая и широкая. Но обе дороги по-своему красивы и интересны.

Переходим речку Тос

Хотели было держаться этих барышень, но эти горные козочки припустили в таком темпе, что догнать их не было никакой возможности

А это уже вид на долину Тос

Еще одно интересное лицо, встреченное по дороге

Итак, первый час дороги позади, мы вошли в Нактан. Красные и запыхавшиеся истребили практически всю воду, которую взяли с собой в дорогу. Хорошо, что в деревне работал магазин, в котором можно пополнить запасы провизии и воды. Больше в деревне не было ничего. Несколько местных жителей, заколоченные и закрытые на замок дома. И живность. Я даже сфотографировался с ягненком :)

Небольшой домик перед деревней

Местный житель

А это уже вид противоположного берега. Где-то там, в тени деревьев идет еще одна тропа в Кхиргангу.

Местная природа богата не только фауной, но и прекрасной флорой.

В сезон, видимо, можно пожить в Нактане. Хотя делать там вообще нечего. Да и виды уступают другим горным деревням.

Но домики очень милые. Довольно-таки заброшенные, но милые.

Восхитительная резьба по дереву на входном портале.

Можно найти и предметы народного ремесла

Ну и, конечно, потрясающе колоритные местные бабушки...

и не только...

Затеяв разговор с хозяйкой дома и улыбшувшись старшему поколению, можно подержать ягненка в руках

Ну и, конечно, местный хлопок.

После деревни дорога практически не поднимается вверх, а идет все время вдоль склона

Эта дорога в отличие от кальговской все же поживее. По пути мы встречали довольно много людей. Так, например, сразу после Нактана к нам выбежали два детеныша, во всю глотку орущие единственное слово, которое мы могли понять (и которое, видимо, знали они): «чоколат». Ну как тут откажешь? Весь чоколат, который мы взяли для поддержания собственного тонуса, быстро осел в желудках гималайской детворы.

Довольные дети получили много шоколадных конфет.

Гимнастика перед приемом очередной порции сладостей.

В благодарность их бабушка предложила нам косячок таких размеров, что, согласись мы, до Кхирганги бы точно не дошли.

Еще через час пути тропинка упирается в холи плэйс, коих в Гималаях раскидано не численное множество.

На сей раз по нему запрещено ходить в обуви, дабы не осквернять благодатную почву своими нечистыми ногами.

Поначалу хотелось подойти и посмотреть, что же такого святого в этих домиках. Но желание снимать обувь отпало само по себе, когда я увидел, что все поле просто усеяно навозом различной масти: от крупнокалиберного коровьего до козьей дроби. Ну что поделать – тропа в Кхиргангу проходит и через холи-плэйс, а в деревню люди носят столько провизии, что без помощи вьючных животных не обойтись.

Мост через Парвати

Немного отдохнув у моста, мы перешли реку и увидели, что нас ждет впереди. Если до места дорога шла в основном пологая вдоль склона горы, то сейчас тропа пошла резко вверх.

Начало очень затяжного подъема

Небольшой водопад

Слова встреченных туристов, шедших из Кхирганги, о том, что идти еще около двух часов по такой дороге, оптимизма не добавляли. Подъем, действительно, был трудный. Наверное, самая тяжелая часть пути. Отдыхать останавливались каждые двадцать минут, силы были реально на исходе. Но какая же вокруг была безмятежность и красота!

Ну чем не Валаам? :)

Солнце село, поэтому цвета стали очень насыщенными. Такой зеленый я встречал в природе только в Армении.

Местами дорога была и такая...

За три километра до конечной цели есть небольшая кафешка у ручья. Там можно пополнить запасы воды и, наконец, попить чаю. Там же, кстати, встречаются две тропы из Кальги и Нактана.

Кафешка (всегда странно употряблять это слово относительно чайных в Гималаях) находится точно под огромным камнем

Все тропы промаркированы, так что заблудиться там трудно

Чаю, к слову, мы не попили. Кафешка была закрыта. Но видами наслаждались. Да и просто отдохнули перед финальным марш-броском. Последний километр почти весь идет строго резко в гору.

Трудновато, но цель уже близка. Правда, погода начала портиться, тучки сгущались.

И вот, поднялись. Тент какого-то садху, а вдали сама деревушка, до которой еще метров 500 вверх. Там уже были видны домики.

Добро пожаловать! Впрочем, о Кхирганге, ее обитателях и дороге назад расскажу в ближайшее время в новом посте.

А пока можно вспомнить, как все начиналось:

1. Индия: практическая информация
2. Перелет до Дели и первые шаги по индийской земле
3. Сказочный Дели: Джама Масджид и Красный форт
4. Крыша мира. Деревня Малана.

Tags: Индия

• Душераздирающая история, как мы льва в Африке искали

Ладно, идём мы с женой по этой самой Африке. Вокруг, как и положено, баобабы, пальмы, обезьяны. Казалось бы, всё хорошо. Но жена моя - популярный…

• Каким я был балбесом

Ранее, помнится, все походы были с рюкзаком и палаткой. Так я и Байкал прошёл в 1993 году, на лыжах, автономно, в одиночку. За 28 дней предолел около…

• Скромная львица

Пересекая огромную саванну, мы наткнулись на прекрасную львицу. Дикая, грациозная, она грелась в лучах закатного солнца и, вероятно, грезила.…