Путешествия, с камерой наперевес... (se16) wrote in adventure_guild,
Путешествия, с камерой наперевес...
se16
adventure_guild

Categories:

Таймыр 2008. Часть 1-2: Хроника первой и второй аварии

      автор текста - СкиталецЪ
фотографии экспедиции - Merlin
оригинал статьи живет здесь


Вместо предисловия…
    
  
Такая уж сложилась традиция – весной, в марте, когда заканчивается сезон «черных пург», но еще стоят зимники, традиционная зимняя экспедиция Команды "ТАМ. В России" отправляется на Север – за Полярный круг. В другой, так не похожий на привычный нам мир.
В 2007 году целью был Ямал. В 2008 – Таймыр, а точнее – Норильский район, который представляет собой фактически оазис в субарктической пустыне. Сюда нет дорог, и обычно можно добраться лишь самолетом или водным путем (когда не мешают льды). Норильск и его поселки-спутники – Талнах, Оганер, Кайеркан, Алыкель, выглядят на карте России островом. Этого острова мы и попробуем достичь.
В последние годы в междуречье Таза и Енисея развернулись работы по разведке и разработке месторождений нефти и газа. Сеть ведомственных зимников, по которым доставляется оборудование, сомкнулась. Конечно, это не «автобаны», и даже не магистральные зимники низовьев Оби. Но мы попробуем достичь своей цели – работа по подготовке и отработке маршрута проделана изрядная, и уверенность в этом есть.




16 марта, рано утречком, два экипажа геокешеров в составе четырех человек выезжают из Москвы. Путь наш неблизкий. 10 тысяч километров, из них около двух тысяч это зимники. На этот раз наша цель - Таймыр. Если быть точнее Дудинка и Норильск. Это, пожалуй, один из тех нескольких регионов нашей необъятной Родины, куда еще не ступала нога автомобильного путешественника.
Нам нигде в сети не попадалась информация о том, что на Таймыр есть хоть какая-то дорога. Однако, два месяца упорной подготовки, неоценимая помощь Норильского внедорожного Клуба - и теперь у нас есть многопроцентная вероятность, что путь на Таймыр все-таки найден.
Жители Норильска по сути являются островитянами, поскольку ВСЯ связь с внешним миром - это самолет и Северный Морской Путь. Все. Больше вариантов нет. Однако, освоение нефтегазового северо-востока Сибири, позволило местным коротким зимникам сплестить в хитрую паутину, которая некоторой закорюкой соединила тысячу километров в единую цепь. Почти единую. По состоянию на сейчас где-то около 200-300 километров это стихийный зимник, набиваемый Уралами.
Прошлогодняя наша поездка на Ямал, была по сути своей просто легкой прогулкой, поскольку весь наш трек полностью ложился на общегражданские и ведомственные зимники. А состояние этих зимников в марте позволяет по ним ездить уж если не на жигулях, то на обычном стандарте. Сейчас цели немного другие, поэтому и автомобили тоже немного другие. В дорогу отправляюсь я на СлоникЕ - 80-ка ТД на 37-ом айтишном Прокомпе и форумноизвестный пикап Л200, который зовут Элька. Пикап едет на 35-ом МТ-шном Прокомпе.
В принципе, мы готовы на любой результат. Желание доехать огромно, но момент перерастания экстрима в п...ец, попробуем отловить и в этом месте развернуться. В любом случае экипировка позволит автономно просуществовать в условиях тундры около двух недель, что нам, очень надеюсь, не понадобится. Нам навстречу из Норильска выдвигается целая колона наших коллег-джиперов. Опыта у них поболее, да и техника посерьезнее. Связь в экспедиции кроме СБ-шной еще и УКВ-шная. У обоих груп спутниковые телефоны. Так что встреча посередине сложного участка обещает быть жаркой. Вот как-то так. Пожелайте нам удачи, живучести техники и крепкого коллектива. А уж мы не подведем.

Вот так в Норильске во время пурги.







Вот примерно так выглядит стихийный зимник.



Вот так ездит исландский Арктик-Тракс на 38-х колесах.



Вот так выглядит зимник возле Норильска, это цивилизованная его часть





А это уже жесть.




Часть 1. Хроника первой аварии…







"Чето у нас со сцеплением..." - шипит из рации голос Макса. Его настороженный тон, не предвещает ничего хорошего. 505 километр от Мск, всего лишь восьмой час пути, и почти десять вечера. "Давим на газ, обороты поднимаются, а не едем...", " передок включаем - едем"... мозг не сразу понимает, что кабздец полуоси. И это только начало. Колесо стоит боком, точняк - кабздец полуоси. Это первый такой кабздец на этой машине за два с лишним года тяжелой эксплуатации. Вспоминаю слова, пророческие слова Лешки Веселова, нашего друга из Финляндии - "35-е поставил, ну теперь вози с собой пучок полуосей".
Вызываем из Нижнего эвакуатор. Всю ночь едем в Нижний. Эвакуатор пару раз чуть не уронился в кювет, адское зрелище - 100 километров за четыре часа. В результате за пару километров до сервиса кончается ДТ у эвакуатора. Спасибо за оперативность форумному сообществу паджероводов. Ден-Джан отзвонил Дяде Паше, Паша - тут же мне и дал телефон Сереги Вернера, Серега позвонил Сашке Ред Хантеру. Телефон не умолкал совсем. Рассветает. Спим прям у ворот сервиса.

Утром вскрытие.



Пиндец полуоси, но в очень странном месте, прямо по подшипнику. Вспоминаю, что полтора года назад одна очень известная мастерская именно с этой стороны мне меняла подшипник. Старый срезали газом, потом не так собрали, диск безобразно грелся аж докрасна. Причина стала ясна. Походу пришло время ему умереть, вот пикап и решил это сделать не так далеко от дома.



Фирменный сервис Митсу рулит даже в Нижнем. Разобрав конструкцию и посмотрев внутрь - диагноз с легкой руки - менять ЧУЛОК!!!!! Типа сальник размазало по посадочному месту тонким металлическим слоем и теперь новый сальник мы туда не поставим, будет течь. Тем более и нет у нас таких запчастей. Ваще никаких запчастей нет.



Удрученные таким вердиктом, отвечаю на звонки. Полуось ищет по-моему уже весь форум. Нет таких в Москве. Даже у официалов нет. Шок. Попутно дрелью высверливаем остатки сальника с чулка. Сашка целый день катает по разборкам и о чудо. Есть мост в сборе от древнего пыжа на рессорах. Никто не знает что за мост, но полуоси наши, сбоку номер 40. Это точно наши. Отдают нам мост целиком за 15-шку. Или две полуоси за 9000. Решили взять целиком. В гараже у Вернеров распотрошили его на составные.



У других официалов купили всякие сальнички, стопорные колечки, болтики.... Вкрячили полуось. Оказалось, что барабаны совсем разные. Потому поставили всю полуось в сборе с барабанами, колодками и ручниками.Заночевали прям у Вернеров в гараже, благо размеры там позволяют заехать целой колонной Паджер. Попутно выпили немного так...



Вот наши герои - Вовка Вернер и Сашка Ред Хантер.

 

Серега чето в фотоотчеты не попал, я думаю, он за это на нас не в обиде. А у тром уехали на восток. Вторую полусоь тоже из старого моста вытащили, аккуратно завернули в мешок. Почему-то, никто не знает почему, не взяв от старой полуоси барабан и колодки.

Часть 2. Хроника второй аварии…
На новой (старой) полуоси мы прошли к моменту аварии около 3000 километров. Никаких посторонних звуков. Ночевка где-то между Тобольском и Сургутом, на берегу речки Большой Салым и в пяти километрах от достаточно большого поселка Салым. Утром, бац, пробки от маслозаливной горловины на двигателе пикапа не обнаружено. Зато обнаружено масло из двигателя, причем на самом двигателе. Макс из кусочка пластмассы и банки из под Туборга делает новую замечательскую горловину. Заметно потеплело, идет наипротивнейший дождь. Дорога от Тобольска и до Сургута - гамно. Странно, вроде как дороги в Сибири ожидались хорошими. А тут реально нет асфальта и ограничения 50, на протяжении 100 и более киломеитров. Везде засады с радарами, если бы не 15-ый канал, песец был бы уже там. Идущий дождь со снегом прилипает к автомобилю в причудливых узорах.



Останавливаемся, так сказать немного передохнуть. В Сибири так напряжно с растительностью, что экологи пронумеровали все кусты в тундре.



За две минуты до катастрофы…….

Обратите внимание на капот и щетки. Дождь моментально превращается в тончайшую ледяную пленку. Я не знаю как правильно называется этот эффект, возможно кто-то поправит. А мы его назвали переохлажденный дождь. Это когда капли летят к земле с минусовой температурой, но в снег превратиться не успевают. А вот попадая на твердую поверхность, разбиваются и моментально превращаются в лед, обволакивая все предметы.
Это должно было насторожить, но, увы, не насторожило. Машина дорогу держала, визуально - читстый, но мокрый асфальт. Проходит полминуты, и оживает рация - "парни, тут авария, аккуратнее". На цыпочках подходим, поперек дороги стоит иномарка, ровно в центр ее приехала нашемарка. Несильно, но следов торможения нет совсем. Встречный КАМАЗ, пытаясь просто затормозить перед аварией, красиво выставляет заднюю тележку боком и юзит к нам на полосу. Каток, реальный каток. И все это на асфальте, визуально ведь его состояние не изменилось.
Через 50 метров в правом кювете сидит буханка, вторая тщетно пытается ее хотя бы сдвинуть. Задние колеса начинают чуть обгонять передние. Рука тянется к тангенте предупредить, что кажись под колесами не асфальт, но поздно...
"....мы в аварию попали.." - доносится из динамика. "...с нами все в порядке, но вот Эльке кажись плохо..." Насколько плохо стало ясно через секунды. Сначала на льду- асфальте следы юза. Блестящие и красивые. По всей видимости, сначала зад чуть понесло влево, компенсация не помогла, попа ушла вправо, потом уже ловить машину было бесполезно. При выходе из второго заноса машина уже носом шла на встречку, но борьба продолжалась. Уже находясь почти на встрченой обочине попа делает новый занос и снова уходит влево, а общий вектор движения четко на левую обочину. И в принципе скорость-то невелика, ну километров 30-4050, но вот на нашу беду в Сибири, в этой огромной равнинной плоскости на тысячи километров, именно в этом месте установлено 50!!!! метров заграждения. Вот в это заграждение левым задним колесом на пике заноса влетает пикап. Вектор исправляется и машина едет аккурат прямо, прямо во встречный МАЗ, который в принципе совсем уже остановился на своей же обочине.



Обратите внимание на асфальт, через десять минут, это будет обычный мокрый, а через полчаса просто сухой.



Это вот через минут пять после катастрофы. Теперь я знаю, что испытывают гонщики Дакара, когда уже почти на старте им объявляют, что гонки не будет.


Почти год мечты, полгода подготовки, месяц упорного сидения в гараже.Полсекунды - мечты нет. Нет и пикапа, которые в общем-то и не должен был здесь оказаться. Он тихо и мирно стоял на продаже.
Эфир 15-го канала взрывается:
"... ребятки очень аккуратно, здесь авария на аварии.."
"...парни на Сургут идете, тут на подъемчике авария, потом еще одна, и на встречке еще одна.."
".. а на Тобольск аккуратно там за поворотом в кювет кто-то улетел.."
Проходит полчаса, выглянувшее солнце в момент прогрело асфальт и картина стоящего пикапа на обочине во стречный МАЗ у дальнобоев ничего кроме как улыбок не вызывало: ".. оооо, смотри, ... оленей продали, машину купили, а ездить не купили..."
"... а эти на джипе вообще, как они умудрились, банзайййй прям настоящий..."
Выглядело действительно как банзай. Сперва отвечали, объясняли, потом черная туча накрыло сознание и если бы не четкое представление, что нам еще сегодня точно надо куда-то ехать за рулем, то спиртяжка бы была распечатана в тот же миг.
Приехали гаишники, тоже очень удивлялись Банзаю.



Как в анекдоте, а не знаешь куда запорожец делся??? тссс, он где-то между нами.



Возможно, многие недоумевают почему АРБ стоит ТАКИХ денег. Смотрите на фотографию.



Реально АРБ спас пикап. Почти весь удар ушел на изгиб и кручение силового бампера и силового подрамника. Был бы самовар или обычный бампер - то МАЗ бы однозначно приехал бы в двигатель с катастрофическими последствиями. Визуально рама должна была пострадать. Левый ус бампера вообще непостижимым образом ушел между колесом и лонжероном не только не замяв нигде и ничего, а даже пощадил колесо. Одним словом при всей кажущейся страшности, на самом деле жизненно важные органы почти не пострадали. МАЗ тоже почти не пострадал.


Гаи уехало. позади в пяти километрах странный поселок или город?? Пыть-Ях. Зацепили Эльку Слоником, развернули в три приема, тот самый ус бампера не мешал колесам крутиться, но вот поворачивать их не давал. Так мы потом и  разворачивались, как на жесткой сцепке.
Приехали в Пыть-Ях. Удивленные сервисмены как-то очень странно на все среагировали. Никто не взялся бодро и рьяно устранять последствия, или всем было понятно, что это само не поедет. Однако вариантов нет. Хотя почему же нет. По трассе едет некоторое количество фирмовых автовозов, которые из центра привозят в салоны иномарки, обратно идут пустыми. Еще в Ебурге почему-то, не знаю почему, зацепились по рации с питерскими машинами. Они сказали, без проблем, все равно пустыми идут и лишние деньги никому не помеха. Одним словом, запасной вариант был. 
Но запасной нас почему-то не устраивал. Парни сначала открутили бампер с защитой. Когда мы отодрали эту конструкцию лебедкой от машины, то стало понятно, что шансы-то есть.



Удар пришелся аккурат в АРБ, конструкция хитро завернулась, забрав с собой передние крылья и "морду". Лебедка пропорола маслянный радиатор, оба радиатора (кондиционер и антифриз) приехали в крыльчатку. Крыльчатка попыталась взломать соты, но сама благополучно пообрубала себе оконцовки крыльев и в виско-муфте хитро изогнувшись заклинила. Радиатор срезал свои нижние крепления и истек антифризом. Правое крыло забрало с собой все что было к нему прикручено. Воздушный фильтр смялся и своим углом разрушил корпус клапана ЕГР. Аккумулятор сдвинулся к лобовому. Лобовуха чуток треснула от капота. Шноркель стал похож на кобру перед атакой, тока кобру слегка не в себе. Но самое главное - рама кажись цела, рулевая совсем не пострарада.Одним словом разрушения не катастрофические. И закипела работа.



Лебедкой Слоника всю морду пикапа вытянули почти в первоначальное положение.



Мимо проходящие тихо о..евали!! Да мы и сами слегка делали тоже самое. Никогда еще с таким удовольствием не разрушал собственную же технику. Самое ценное почти не пострадало.



Макс, попрыгав на капоте, чтобы из руля было немного виднее, сказал, что капот, возможно, удастся спасти.



Вот в таком виде уже далеко в ночи мы и притащились сотню километров в Сургут. Сашка по инету нашел нам более-менее дешевую гостишку. Завалились спать.
Утром, прямо в этом же здании пытались хоть что-то сделать с авто. Без конкретной цели, просто хоть что-то делать. Пришел специалист. Дал нам свои цепи, которыми на стапеле кузова правят. Стапелем был Слоник.



Сняли все разбитое. Стало понятно, что машина дальше едет. Нужно два радиатора, маслянный и обычный, и новая виско-муфта с пропелером. С этими великими знаниями мы и отправились на разборки. А пока мы ездили нас взяли в плен сургутские парни.



В гараже Костя нам поставил обычный радиатор от шестерки, примастырили маслянный от какой-то паджеры, кондиционер ваще не ставили.



Чтоб интеркулер не бумкал по аккумулятору (крепления тоже оторвало), Костя изобрел хитрую конструкцию из проволки, доски и куска пенки. Крыльчатку не нашли, но вот заклинившую виско-муфту поменяли.



ЕГР завязали проволкой.



Так как лебедка тоже помяло изрядно, да и крепить ее там не к чему, хотя были варианты и лебеду прикрепить, чтобы не вытекала жидкость из гидрача (лебедка гидравлика), Костя нам втулил туда две рублевые монетки. Держит 100 или скока там атмосфер до сих пор.
Проволкой привязали решетку с брилиантиком, номер на капот, долго-долго гоняли пробку воздушную, выгнали и поехали в какушки снежные проверять. Костя на след день приехал нас провожать с температурой. Но провожали нас всем клубом. Парни спасибо вам джиперское и человеческое.
Оставили металолом у Кости на базе и поехали в Уренгой. Просто поехали, не ставя перед собой никаких конкретных целей. Вид автомобиля на трассе был страшенный. Уж каких только эпитетов мы наслышались от дальнобоев... от "смотри какая ..уйня едет.." до "ни ..уя себе это что за автомобиль, митсубиси кажись, им что японцы ее задаром что ли отдали.." так вот пикап и проехал оставшиеся 6 тысяч!!!! километров. И пока было холодно и асфальтово, то все было пучком. А вот когда грянула плюсовая температура и первая вторая пониженная тогда пробка от жигулевского радиатора рассчитанная всего на 0.6 атмосфер, в отличии от родной на 0.9. Вот тогда эта пробка стала красиво плеваться антифризом сразу литра по три-четыре. Собственно всю дорогу домой Макс и проехал с печкой на всю мощь, открытыми окнами и оборотами строго не больше двух с половиной тыщ.
Но и это еще не все сюрпризы, которые преподнес нам пикап. Уже на зимнике, вдруг зловеще заскрещетал задний мост. Пиндык редуктору - мы уж были готовы и к такому варианту. Но нет оказалось катастрофически быстро разрушился левый подшипник полуоси. Скорее всего это именно последствия удара левым задним колесом об отбойник при аварии. Ребята говорили, что тряхануло здорово. Вообще надо бы конечно посмотреть в глаза тому кто придумал эту схему с загруженными полуосями. Нет. меняется там в принципе все быстро, но вот возить с собой почти целиком задний мост - это неправильно.
Итак, привычным жестом, джечимся, вывешиваемся, Макс снимает полуось. И началась пурга. А пурга - ... пурга это тема отдельного рассказа. Одним словом, это полный песец на зимнике. Как он это умудрился сделать, я не знаю. Хоть зимник и загруженный техникой, но вокруг на 150 километров нет ничего. Да и без заднего колеса, я не знаю, скорее всего Слоник бы пикап в некоторые подъемы бы просто не вытащил. Нет, лебедка и все такое. Но это уже было бы выше наших моральных сил. Короче, Макс поставил пикап на колеса. А так как барабан и колодки с этой полуоси мы не взяли, а старые сюда не подходят, то барабан не ставили вообще. Чтобы не расплющило задний тормозной цилиндр и мы не остались без тормозов, его просто связали проволкой - все равно расплющило. Ессно, ручника нет, тормозов тоже нет и самое поганое колесо прикручено прям к ступице через обычные шайбы. И вот так еще 300 километров по
зимнику до Игарки.... Вот такое вот приключение....
Все, пожалуй, жести больше не будет, теперь только положительные эмоции.

Tags: Россия, автопутешествия, приключения, тундра, экспедиции, экстремальные путешествия
Subscribe

  • Андалусия - любимые моменты

    В Андалусию, самый колоритный регион Испании, я мечтал попасть давно. Чудеса света, особая архитектура и культура, прекрасная еда, умеренный климат -…

  • Самобытная Баскония

    Привет, друзья! За это лето было сделано много интересных поездок. Одной из них спешу вас угостить - поездкой в Басконию. У нас были куплены…

  • Испано-португальский вояж на автомобиле. Окончание

    Окончание рассказа об автомобильном путешествии по югу Европы. - без границ - стена против мавров - желтки Святой Терезы Окончание.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments