Евгения 'Джонни' Смолякова (jane_sea) wrote in adventure_guild,
Евгения 'Джонни' Смолякова
jane_sea
adventure_guild

Categories:

"В гости к Уч-Сумер". Хмурый, хмурый день...

Может потому, что за прошедшие три дня эмоции уж очень плескались через край, а может потому, что к этому моменту мы были уже тринадцатый день в пути, ведь до Алтая был Красноярск, но поговорка «утро добрым не бывает!» полностью живописала настроение и выражение наших лиц. Казалось бы, после такого, не побоюсь этого слова, чуда ("В гости к Уч-Сумер". Сама Уч-Сумер! - долгожданная встреча с Белухой) произошедшего с нами в походе, мы должны летать на крыльях еще долгое время. Это, как волшебный пендель, получаешь его и летишь, долго так, с удовольствием. И мы это осознавали, но только в глубине души, где-то очень глубоко, оставив полное осознание случившегося на время возвращения домой. Я тихонечко скисала от вселенской тоски, а Зинка, тем временем потеряв сережку, кисла вполне себе тоской материальной. Сережка, как сережка, но ведь жаааалко.

Всю ночь лупил дождь, было душно, сыро и тошно, как в болоте, даже чудеснейше вкусный завтрак в кафе «Высотника» не спас. Кашка на молоке, блины со сгущенкой, травяной чай с малиновым вареньем. Интересно, а наш водитель-то за нами вернется или нанесенная ему обида мотивировала его покинуть нас, и он уже давно вернулся в Новосибирск? Ну что же, деньги есть, время до самолета домой тоже, поживем немного на Высотнике, вон и объявление висит, что через несколько дней организуют заброску в Барнаул, а оттуда до Н-ска на поезде недалеко.

Из крана умывальника текла обжигающая холодная вода прямо из Катуни, я стиснула зубы, набрала ее в ладошки и с громким вздохом и зашедшимся сердцем поелозила ими по лицу. Может быть, я сегодня не буду зубы чистить? Вздохнула и взялась за щетку. Чистой воды экзекуция. Пробегая мимо кафе от умывальника к кемпингу, я заприметила Ярослава за одним из столов. Ну что, значит, путешествие продолжается…

Наш путь из Тюнгура лежал в сторону Джазатора, что нас там ожидало, никто не знал. Как доедем, доедем ли, что будем делать…


Общая карта наших передвижений за две недели.

Однажды, после первой поездки на Алтай, я рассматривала карту и увидела дорогу соединяющую Тюнгур и поселок Иня, протяженность которой всего 70 км, но она оказалась мифом, ошибкой картографов. Автомобильная дорога и правда выходит из Тюнгура и тянется по левому берегу Катуни, но через 20 км заканчивается, уступая конной тропе, которая пролегает по удивительно красивым местам – слияние Катуни с Аргутом, и выходит к месту слияния с Чуей и незадолго до него опять становится автомобильной. Что ж, сэкономить время не получилось, но мы же никуда не торопимся, и наш путь лежит обратно по той же дороге через Усть-Коксу, Туэкту и дальше по Чуйскому тракту до Кош-Агача, а там на юго-запад.


Участок отмеченный красным крестиком не существует.

А если точнее, то вот так


Наш пепелац резво тронулся в путь, водитель был тоже хмур, и разговоры разговаривать ни у кого охоты не возникло. Пожалуй, из всей компании самой оптимистично-настроенной была машинка. Она весело урчала мотором, согревала салон, пытаясь хоть как-то нас взбодрить, но ее подводил градусник, он тоже был хмур и опускал температуру за бортом с каждым километром все ниже и ниже. Тучи же подстать градуснику - не в духе, бесновались, затягивая последние проплешинки чистого неба хлопьями белой сладкой ваты, а на хребты оседала тяжелая, пропитанная черничным вареньем темно-синего цвета.

Мы ехали по Уймонской долине и мне чудились кадры какого-то фильма ужасов, где главные герои спасаются бегством от неожиданного апокалипсиса. Сильный ветер, дождь, темнеет с каждой минутой…

1
IMG_6539
На въезде в Уймонскую степь

2
IMG_6540
Страшно, однако...

3
IMG_6542

4
IMG_6543

В музее им. Н.К. Рериха, расположенном в селе Верх-Уймон, я уже была зимой (Моя зимняя зима - Алтай. Музеи Н.К. Рериха в Верх-Уймоне и в Новосибирске), но это не повод, чтоб не заглянуть в него еще раз. Его картины я могу рассматривать, рассматривать и рассматривать, а сотрудники музея создали в стенах музея такую атмосферу, что уходить совсем не хочется. Вот и сейчас, почти все экскурсанты разбежались по своим машинам, и только маленькая группка оставшихся рассеялась по музею досматривать, довпитывать. Смотрительница вывела нас на балкончик и, указав на возводимую небольшую сцену, посетовала, что мы сегодня уезжаем. На завтра назначен концерт, приглашены гости, и если погода не подведет, то состоится он прямо здесь, во дворе музея под открытым небом на фоне гор Теректинского хребта.

Бортовой определитель температуры упорно показывал +13, а на подъезде к Усть-Коксе пошел снег мелкий и колючий. Машина притормозила у магазина, я выбралась из нее и почувствовала, что попала в другой мир. В босоножках, летних тонких штанах и футболке я была белой вороной среди местных жителей в осенних куртках и шапках.

Снег прекратился так же внезапно, как и начался. Какой может быть снег при температуре +13? Кто-то нас обманывает? Градусник или зрение? Но желудок не обманывает никогда и если он проголодался, то его нужно кормить и никакие уговоры не помогут, хоть и настроение совсем не оптимистичное. Усть-Кокса – районный центр, а потому магазинов здесь много, выбор товаров не такой, как в городе, но вполне приемлемый, чтобы организовать непритязательный обед. Тут есть и кафе с не очень-то шикарным меню, но если лень готовить самому, то гречневая каша с рыбой или картошка с мясом вполне съедобны.

А сейчас много текста...

Чуйский тракт – дорога на костях.

За селом Туэкта мы повернули направо и выбрались на Чуйский тракт. В любую погоду, пожалуй, можно с уверенностью сказать, что это красивейшая дорога во всей России.

Началом Чуйского тракта считается Новосибирск, дорога проходит через три области – Новосибирскую, Алтайский край и Республику Алтай. Его протяженность 961 км, а его история тянется с древних времен, когда он, совсем не похожий на теперешний, соединял торговыми путями три страны – Россию, Монголию и Китай, служил путем гуннам и полчищам Золотой Орды. В те далекие времена теперешнее шоссе было горной тропой, иногда настолько узкой, что лошадь одним боком терлась о выступ скалы, а другим повисала над пропастью. Удивительно, но такие трудности не смогли отбить охоту у торговцев налаживать связи и торговлю на границе с Монголией и Китаем.

Началось все с добровольного вступления южных алтайцев в состав Российской Империи в 1756 году. Активная же торговля стала вестись уже в 1800-х годах на трех ярмарках в июле, августе и перед Рождеством, проходившим в Чуйской степи не далеко от теперешнего Кош-Агача. Первая из трех назвалась «Черю кельды», что в переводе значит «войско пришло» и начиналась с приходом монгольского войска. Вторая «Калан» (продажа в долг) была исключительно кредитной, третья – рождественская «шаланга» проходила в декабре и была самой большой из трех. Русские торговцы везли на ярмарки хлопчатобумажные ткани, суконные материи, выделанные кожи, чугунные и железные изделия, галантерейный товар и обменивали их на скот, невыделанные овечьи и козьи шкуры, чай, пушнину. Но самым главным товаром, вывозившимся с Чуи, были шкурки сурка, которые пользовались большим спросом на рынках Европейской России и за границей.

В 1870 году первые русские торговцы пересекли границу с Монголией и примерно в это же время началось активное улучшение дороги и прокладывание новой колесной вместо имеющейся вьючной. Но, увы, быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается и к концу столетия никаких серьезных улучшений Чуйский тракт не увидел.

В начале 1900-х годов в связи с сооружением Транссибирской железнодорожной магистрали, которая нуждалась в подъездных путях для обеспечения достаточного количества грузоперевозок для скорейшей окупаемости железной дороги, руководство ТЖДМ выделило некоторое количество средств для строительства тракта. Строительство продолжалось с 1901 до 1907 года, но результатом его стало разочарование купцов, ибо дорога хоть и стала проезжабельной для гужевого транспорта, но была далека от совершенства и все еще была опасной.

В 1914 году специальная экспедиция во главе с инженером В. Я Шишков, который в последствии написал «Чуйские были», «Угрюм-река», «Емельян Пугачев» и другие произведения, была отправлена в район Чуйского тракта для составления подробного плана строительства дороги. Этот план до сих пор поражает специалистов свой скрупулезностью, точностью и аккуратностью - крутизна склонов, высота перевалов, малейшие изменения рельефа местности – все было зафиксировано, проделана огромная работа, которую прервали Первая империалистическая и Гражданская воины. Вплоть до 1920-х годов основной транспорт на Чуйском тракте был гужевой – верблюды, быки и лошади.

С 1922 года, когда Чуйский тракт был объявлен дорогой государственного значения, началось настоящее строительство этой дороги. Все работы проводились в труднейших условиях горной местности, не прекращались и зимой при сильных морозах и отсутствии элементарных орудий труда. За десять лет были закончены отрезок дороги Бийск – Майма и перевал Чике-Таман. А с 1932 года в качестве рабочих стали использовать заключенных 7 отделения Сиблага, большинство из которых были недавно раскулаченными крестьянами, не только мужчины, но и женщины, и работа пошла семимильными темпами. Заключенными были построены самые тяжелые участки дороги – перевалы, мосты через реки Бию, Катунь, Усть-Сему.

«…А зимой, бывает, заметет Семинский перевал – по шесть, по восемь часов бьются на 7 километрах, прокладывая дорогу себе и тем, кто следом поедет. Пять метров разгребают лопатами снег – пять едут… Снова пять разгребают – пять едут… В одних рубахах пластаются, матерят долю шоферскую, и красота вокруг не красота…»
«Женщины тракт строили. Бывало, едешь по тракту, а их целую колонну, конвоируют охранники с собаками. Собаки у них были специально натренированные на человека. Если кто бросался в бега, то его не ловили и даже не стреляли, а спустят собак – и конец… Было делов-то. Едешь, бывало, мимо них, притормозишь и потихоньку-потихоньку: останавливаться нам строго-настрого запрещалось… Вот едешь, смотришь, а они все бабы молодые, красивые, им бы только рожать, а они тут робят. Уж больно среди них красивые были женщины…»

1 января 1935 года Чуйский тракт на всем протяжении Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Онгудай - Иня - Кош-Агач - Ташанта был сдан в эксплуатацию. Количество погибших рабочих считать никто не стал, но их было много. Порой надзиратели не фиксировали смерть заключенных, чтобы получать дополнительный поек. Старики говорят, что на каждый километр пути приходится по 12-15 могил приходится. По поводу окончания строительства руководителям этого грандиозного проекта были розданы награды в денежном эквиваленте…
Чужими же остались на этом празднике жизни главные строители…

В нынешнее время Чуйский тракт – главная транспортная артерия Горного Алтая, соединяющая Россию с Монголией и Китаем, красивейшая дорога России, удобная и вполне безопасная при соблюдении элементарных правил дорожного движения. Самой высокой точкой трассы является Чуйская степь, находящаяся на высоте 1500 – 1900 метров над уровнем моря, от которой и получила дорога свое название. Проехав по Чуйскому тракту от Новосибирска или хотя бы от Горно-Алтайска до Кош-Агача (или дальше до Ташанты, но уже с разрешения пограничников) можно составить некоторое представление о красоте всего Алтайского региона. Трасса проходит по берегам Катуни и Чуи, забирается на высокие перевалы, вдоль нее находятся множество алтайских достопримечательностей и просто красивейших мест.

5
IMG_6607

Ну, что ж. Раз пошла такая пьянка уж рассказываю про этот день, то уж доскажу.
Заночевать мы планировали в Акташе, где есть заведение именуемое мотель, но как я позже узнала, есть еще и гораздо более приличные гостевые дома, но доехать до Акташа удалось только на следующий день. Погода все портилась и портилась, настроение вместе с ней и после посещения Каракольской долины, я предложили остановиться в Онгудае.

Каракольская долина - долина смерти пызырыкских вождей. Загадочное место притягивающее сюда... хочется сказать притягивающее множество людей, но это не так. Или мне везло и ни разу я тут не встретила туристов. Тем не менее места красивые и интересные.

Каракольский природный парк "Уч Энмек" создан в 2001 году по инициативе Д.И. Мамыева руководителя общественного научно-исследовательского центра “Школа экологии души - Тенгри”. На территории парка расположены не только памятники древности разных эпох - курганы и петроглифы, но и священные для алтайцев места.
Основными направлениями деятельности парка являются, конечно же, сохранение и исследование природного и историко-культурного наследия населения Горного Алтая.

6
IMG_6581
Зимой я тут уже была - Моя зимняя зима - Алтай. Долина реки Каракол. - много солнца, святая гора и петроглифы.

7
IMG_6547

8
IMG_6570

9
IMG_6550

Площадь парка - 60551 га. Парк делится на три зоны с учетом отношения местных жителей к природным объектам, находящимся на территории парка. Издавна жители сел Кулада и Боочи считали, что в окрестностях горы Уч Энмек, входящей в состав парка, нельзя не только охотиться, шуметь, а иногда и просто находиться.

1. Заповедная (А) - охватывает непосредственно скальный массив священной горы “Уч Энмек”, где запрещена всякая деятельность (810 га).
2. Особо охраняемая (Б) - охватывает водораздельную часть Теректинского хребта в пределах высокогорной зоны, где разрешено строго регулируемое посещение, а также выпас скота (4777 га) - возможны экскурсионные маршруты при обязательном сопровождении гида.
3. Рекреационная зона (В) - остальная территория, обеспечивающая условия охраны и сохранения природных комплексов, объектов и памятников историко-культурного наследия, в пределах которых допускается ведение регулируемой экскурсионно-туристическои деятельности и традиционного хозяйствования с соблюдением режима охраны парка (54964 га) - рекреационная зона.

10
IMG_6556
Увы, курганы имеют такой диаметр, что целиком влезть в кадр у них шансов маловато... Так что, кусочек разрытого кургана

11
IMG_6559
Кладка кургана, кроме больших камней включает еще и вот такие маленькие сложенные слоями

Т.к. территория вокруг горы и сама гора Уч Энмек считается священной среди местного населения, то с ней связано большое количество легенд.
Жители Каракольской долины верят в очищающую силу Уч Энмек и говорят, что гости уезжают отсюда с чистейшими мыслями, с утроенной силой любви и добра. Уч Энмек - это священная гора алтайцев, название которой в буквальном переводе означает «Три темени». «Уч» – «Три» – одна из наиболее почитаемых алтайцами цифр. Мы живём в трёхмерном мире, на третьей от Солнца планете, переживая три цикла: рождение, жизнь, смерть. В круге вечности вращаются прошлое, настоящее, будущее.
В самом центре традиционного жилища алтайца - аиле - находится треножный очаг. Три основы очага, означающие троичность мироздания, обрамляют круг, символизирующий Великую Бесконечность. «Энмек» - «Темя» - это часть головы, через которую человек связан с Космосом. Пока у новорождённого не закроется темя, его считают бурханом, т. е. божеством, связанным с Высшим Миром.
На Алтае очень почитают вершину Уч Энмек, считая, что через неё идёт утроенная энергия космоса. И вся Каракольская долина, которая начинается с вершины Уч Энмек, считается священной.

12
IMG_6565
Зимой ее было хорошо видно. Сейчас же Уч Энмек предпочла почевать в облаках.

В состав парка входит три населенных пункта - Бичикту Боом, Боочи и Кулада.

Название Бичикту Боом переводится, как "писаные скалы" и полностью себя оправдывает. На въезде в село находилась плита с руническими письменами, которую в 1973 году сотрудники Горно-Алтайского музея отделили и перевезли в сам музей. Так же, здесь найдено множество петроглифов - тюркский пеший лучник, лучник на коне, олени, козлы, собаки и лошади.

Село Боочи. Словом боочи на Алтае называют сравнительно небольшой, но длинный перевал. После села Боочи начинается так называемая "долина смерти" пазырыкских вождей. Здесь находится наибольшее количество неизученных курганов, которые выделяются из общей массы всех алтайских курганов своими размерами.

Село Кулада (Куу - "лебедь"). В 1950 году археолог С. И. Руденко руководил раскопками двух курганов и судя по их внешнему виду и содержанию можно догадаться, что в них захоронены не рядовые члены пазырыкского общества.

13
IMG_6557
Село Боочи

14
IMG_6563
"Ограждение" кургана. На самом деле, никто из ученых и исследователей не может толком сказать для чего же выложены эти камни. Толи он являлись своего рода забором для одного из курганов, толи для каких-то других целей.

15
IMG_6566
Душистый чабрец заполонил всю долину. Потом я еще долго ощущала его запах на одежде и руках. :)

16
IMG_6573
Менгир

17
IMG_6582
Последний взгляд назад... нас догоняет грозовая туча. Мы прыгнули в машину и успев вылететь на Чуйский ушли от грозы, которая прямо-таки наступала нам на пятки.
Что ж, завтра будет лучше, чем сегодня...

--
"В гости к Уч-Сумер". По сказочному лесу. - долгая дорога обратно, к "Высотнику";
"В гости к Уч-Сумер". Сама Уч-Сумер! - долгожданная встреча с Белухой;
"В гости к Уч-Сумер". Пешка или ход конем. - хочешь увидеть Гору? Поднимись-ка на другую гору. Как мы выходили в поход;
"В гости к Уч-Сумер". Ну, и где экстрим? - село Тюнгур, хрюша-улыбака, сплав по Катуни и прогулка по бабам;
"В гости к Уч-Сумер". Мне сверху видно все, ты так и знай. - самый древний памятник с Сибири - Усть-Канская пещера;
"В гости к Уч-Сумер". Первый блин... - про озеро, которое 100 лет назад имело форму блина, про холмы и необычные обоо;
"В гости к Уч-Сумер". Стартуем. - про подсолнухи и Семинский перевал;
"В гости к Уч-Сумер". Вступление. - краткий фотообзор того, что предстоит;
"В гости к Уч-Сумер". 2 вместо 22 - первые впечатления;
Голова в облаках - в небе над Новосибирском.







Tags: Алтай, Россия, автопутешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments