Андрей Сапунов (pan_sapunov) wrote in adventure_guild,
Андрей Сапунов
pan_sapunov
adventure_guild

Category:

Путешествие на Балканы – 2012

Вот так выглядит карта моего 40-дневного путешествия по Болгарии и Балканским странам по земле из Киева:
0
Как видно по карте, были последовательно пройдены такие страны: Украина – Молдавия (чуть-чуть совсем) – Румыния – Болгария – Греция – Македония – Албания – Черногория – Хорватия – Босния – Сербия – Болгария – Румыния – Молдавия – Украина.

Вот более подробно отметил красным мой нынешний маршрут по Болгарии, и синим - там где ездил раньше, в предыдущие визиты. Всякие локальные поездки на такой карте не отобразить, их тоже было в количестве. Страна оказалась неплохо раскатанной.


1

А вот мой маршрут по югославским странам: 2

Особенность этой поездки – напряженный очень график, чтобы уложить такое большое количество городов и стран всего в 40 дней.

Как добраться в регион? Самый дешевый способ добраться из СНГ в Болгарию – это не самолет, и не прямой поезд Москва – Киев – София, а автобус Одесса – Варна. Особенность этой линии, что она обычная рейсовая, несезонная (летом то до Болгарии есть чартерные автобусы даже из Москвы), и ехать на ней можно круглый год, что очень удобно. Билет от Одессы до Варны стоит 40 евро, билет в плацкарт от Киева до Одессы – еще 10, таким образом за 50 евро можно из Киева попасть в крупный курортный болгарский город. Если в Киеве сесть в поезд Москва – София, то билет будет стоит не 50, а 100 евро – в два раза дороже, а всё потому что есть только купе, прицепили бы они плацкарты, этот способ добирания стал бы самым популярным наверное. Но не хотят, а при этом жалуются, что доходы у ж/д падают. Шустрее надо быть.

Добраться же из Киева в Югославию – вообще хреново. Прямых самолетов нет (если не считать летние чартеры для пакетников на море), автобус или автостоп – нужна транзитная румынская виза или венгерская, которая и вовсе шенген. Так что логично ехать через Болгарию, и совмещать посещение её с Югославией.

Как ездить по региону?

Железная дорога. Ситуация с ж/д в на Балканах хреновая, гораздо хуже чем в СНГ. Тут она находится в активном умирании. Поезда в Болгарии все сидячие, плацкарты и купе цепляют только к одному ночному София – Варна и к бургасскому могут, и то не всегда, надо заранее спрашивать кассиров, если нужно, когда он будет. Никаких «Интерсити», как в центральной Европе или Украине, в Болгарии и других югославских странах, аналогично в Албании, нету вообще. Практически все поезда в этих странах – обычные сидячие электрички, с мягкими правда сиденьями, то есть по комфорту они соответствуют нашим собакам–экспресс. Могут все сиденья быть в общем пространстве или разделены на купе на 6 человек с дверкой – на цену это не влияет обычно.

В таких поездах что хреново – европейскость :-)) Остановки не объявляют, если нужно выйти на маленькой станции – приходится по карте отслеживать где едем, чтобы не прозевать, ведь стоянка может быть и полминуты. А если в темноте – то и названия станции не разглядишь, вообще жопа. И расписание внутри вагонов не висит. Проводников нет – спросить где выходить можно только у контролеров, они по евротрадиции в первом вагоне сидят или ходят проверяют билеты. Из-за того, что нет проводников, и безопасность проезда ниже – могут стырить что-то если заснешь, и не заметишь. И внутри поездов не продается обычно ничего (только в экспрессах болгарских – чипсы и вода, с пивом), и нелегальной торговли нет. И на платформах ничего не купишь – не продают там ничего, так как стоянки маленькие и не успеют пассажиры выйти, да и не знают они сколько стоянка часто – ведь расписания то нет нигде. И вокзалы заплеванные в большинстве стран – даже в Салониках в Греции богатой хоть и чисто, но очень простенько. Сверкающих мраморных вокзалов с золочеными люстрами, как у нас, с теплыми залами ожидания, кафе и ресторанами, в юго-восточной Европе не найдешь. В целом, пусть «евротолерасты» кричат сколько угодно, но советская система ж/д сообщения – лучшая из всех, что видел. По сравнению с европейской она гораздо удобнее. О цене и говорить не приходится.

Кроме того, что выбор вагонов мизерный – никаких лежачих нет почти, интерсити нет, ни хрена нет, так еще и поезда через границу не ходят там почти! И это на Балканах – где от одной страны до другой, как от одной российской области до другой – расстояния то крошечные! Так что как видим, и автостоп там хреновый, и поезда.

Уже 2 года как сдыхающая греческая ж/д отменила вообще все поезда (!!!) из Греции за границу. Нет ни одного поезда ни на Македонию, ни на Болгарию, ни на Турцию, ни в Албанию. Греция нынче – ж/д остров.

Дальше пошли. Из Албании еще в прошлом году был поезд, что шел из Тираны через горы до Охридского озера, до границы с Македонией. Как пишет «Лонли планет», самый красивый был маршрут ж/д. Я даже думал на нем прокатиться. И что? Нет его уже, отменили, увы. Так что не только через границу, но и до границы из Тираны не доехать. Ни на Грецию, ни на Македонию, ни на Черногорию из Албании поездов нет. Еще один ж/д остров. Понимаете, к чему там дело идет? К полному вымиранию ж/д. И это в такой густонаселенной местности, где казалось бы поезда могли бы пользоваться большим спросом. Ан нет.

Прикольная вещь - албанский поезд, удалось на нем покататься. Вагоны древние, стекла выбиты камнями – гопо-дети развлекаются, в стеклах или дыры с трещинами, или окон вообще нет. Двери не закрываются в купе или отваливаются. Туалеты или вонючая дыра в полу, или вообще сломан и зайти нельзя. Жесть! Пролегает албанская ж/д через разрушенные социалистические заводы, трущобы, цыганские замусоренные кварталы. Грязь страшная из окон видна. Интересный, атмосферный вид транспорта.

Из Болгарии в Румынию сообщение типа есть – но знаете как выглядит поезд с гордым названием София – Бухарест? Из столицы одного государства Евросоюза в другое? Я его внимательно осмотрел. Из Софии отправляется три вагона и локомотив, из которых два вагона – внутренние болгарские пригородные, их по пути отцепляют, и лишь один (!) вагон – примитивный, сидячий, годов 70-х по виду, давно без ремонта – направлялся в Бухарест. То есть весь этот так называемый международный поезд – это один б/у-шный вагон. Думаю, через несколько лет его не останется и Болгария станет таким же ж/д островом. Вся надежда лишь на «последний из могикан» поезд Москва – София, все таки в России по сравнению с югом Европы ж/д на высоком уровне, не дадут так всё развалить, как там.

Еще про Болгарию. Есть еще типа сообщение Бухарест – Стамбул, через Болгарию. Это также 1 вагон, иногда 2 вагона. Масштабы впечатляют? Но думаете можно проехать на этом поезде нормально? Фигушки. Он доезжает до какой-то станции чуть южнее Русе (если ехать с севера), далее всех пассажиров с билетами выгружают в автобус и везут часть пути по Болгарии в автобусе, это всё из-за ремонта путей. Затем их снова садят в поезд, довозят до турецкой границы, после чего снова загружают в автобус – в Турции тоже ж/д на ремонте. И много желающих ли пользваться таким «комфортабельным» жд сообщением, когда на промежуточных участках нужно два раза пересаживаться на автобусы? Ахтунг.

Болгария и Македония хоть и соседи – но между ними ни один поезд не ходит. А так как, напомню, из Македонии не уехать на поезде ни в Албанию, ни в Грецию, то выходит что это тоже почти ж/д остров – остались лишь вагончики оттуда на Сербию по одной ветке, и всё.

А стоит добавить, что из Болгарии в Сербию ходит только 1 пригородный в день, и всё. И это по магистальной то ветке Париж – Стамбул, по которой ходил знаменитый «Восточный экспресс», описанный у Агаты Кристи.

А есть еще Косово – в котором опять нет никаких поездов.

Ни одного хоть сколько-нибудь крупного отремонтированного вокзала, не говоря уже о новопостроенном, ни в одной стране по ходу поездки я не видел. Большинство – царской или советской постройки, запущенные, часто заплеванные, серые, унылые, с блеклым освещением. Ни один вокзал не работает всю ночь.

В общем, мой прогноз, что лет через 20 вообще сообщение по жд как вид передвижения вымрет в Юго-Восточной Европе, останется только какой-то кусочек может маленький, для фанатов.

Автобусы. Так что в основном приходится кататься в регионе на автобусах, в них то уж недостатка нет. Ввиду того, что это основной вид транспорта, ему уделяется большое внимание. Автобусы в основном большие во всех странах, красивые, комфортабельные, и что очень важно – полупустые, а порой и вообще пустые (так, из Албании в Черногорию кроме меня на большой автобус был еще только 1 пассажир). Чтобы ехали стоя, не видел ни разу вообще за все 40 дней поездки, это больше наши реалии, постсоветские.

Очень комфортно в тамошних автобусах, хотя и дорого – садишься себе сзади (почему-то сзади места занимаются в последнюю очередь и обычно свободны, а я их люблю), раскладываешь карты, книги, еду, лежишь, смотришь в окно, рисуешь на карте, пишешь что-то, словом отдыхаешь. В микроавтобусах (маршрутках) так и близко не отдохнешь, так что они для дальних перегонов неудобны. К счастию, в маршрутках там и не приходится ездить – только по Албании проехался и по Болгарии на маленькие расстояния (на большие дистанции – везде большие автобусы).

Маршрутки по наполнению – вообще такого вида транспорта в поездке не видел (может где-то он и есть). Или микроавтобусы по расписанию, или большие автобусы, тоже по расписанию. Только так. В бывшей Югославии автобусное сообщение поставлено очень хорошо – и в кассе и все водители выдают билет, на котором написано откуда едешь и куда, дата, время, всё прилично. В Болгарии попроще – там билеты водители и могут даже в кассе выдать без даты, времени, просто с ценой, как городской талончик. Чтобы водитель просто взял деньги у пассажира и засунул их себе в карман, как у нас, такое в Европе не принято – видел подобное только в Албании, если ее считать Европой, конечно. Так что из-за такого подхода – водитель всё гребет себе – у нас и развалено автобусное сообщение, и новых комфортабельных автобусов между всеми городами мы дождемся еще нескоро.

Серьезный минус в Югославских республиках – каждый водитель норовит взять плату за рюкзак (хоть у меня и небольшой был) – тариф одинаковый был везде – 1 евро (ниже я это евро к цене не добавлял). В Болгарии к этому проще относятся, чаще всего деньги не берут.

Ну вот такой краткий обзор, на чем я ездил на Балканах.

Ниже я освещу конкретные расходы на транспорт, которые были в путешествии у меня по этим странам, чтобы прочитав цену и взглянув на карту, можно было самому решить, дорого или дешево там ездить. Чтобы можно было понять, насколько в копеечку влетает путешествие по этим всем государствам. Для удобства все цены привел к евро. 1 евро = 40 рублей = 10 гривен.

Итак, расходы на транспорт.

Первый визит в Болгарию: микроавтобус Варна - Балчик – 2,50 евро, микроавтобус Балчик - Албена - 0,40 евро, микроавтобус Албена - Варна – 2,50 евро, пригородный автобус Варна - Золотые пески – 1,50, приг автобус Золотые пески - Св. Константин – 0,80 евро, микроавт Св. Константин - Варна – 0,80, автобус Варна - Несебр – 7,5, пригор автобусы Несебр - Солнечный берег - Несебр - 1, автобус Несебр - Поморие – 1,5, микроавтобус Поморие - Бургас – 1,7, микроавтобусы Бургас - Созополь - Бургас – 4,50, поезд-экспресс Бургас - Пловдив - 9, поезда пригородные Пловдив - Септември – Банско - 5, автобус Банско - Сандански - 9,50.

Второй визит в Болгарию: пригородный поезд от границы ст. Драгоман близ Сербии до Софии – 1,50 евро, поезд-экспресс София - Плевен – 7 евро, автобус Плевен - Габрово - 6, автобусы Габрово - Трявна - Габрово – 3,50, автобус Габрово - Тырново - 3, автобусы Тырново - Арбанаси - Тырново - 1, автобус Тырново - Русе - 5, автобус Русе - Шумен - 6, поезд Шумен - Варна - 3,30, автобусы Варна - Казашко (близ Варны) - Варна - 2,80.

А вот какие расходы на транспорт по Балканам получились, там уже дороже транспорт в основном, чем в Болгарии:
От греческо-македонской границы до первого города Гевгелия на такси 5 км – 4 евро (был уже вечер, торопился), автобус македонский от Гевгелии до Скопье – 6 евро, маршрутка Охрид – Струга – 0 (забыли взять деньги), автобус Струга (макед. граница) – Дуррес (Албания) – 11 евро, пригородный албанский поезд Дуррес – Тирана – 0,50 евро, маршрутка Тирана – Шкодер (по Албании) – 3 евро, автобус Шкодер (Албания) – автобус Ульцин (Черногория) – 5 евро, автобус Ульцин – Будва (по Черногории) – 7 евро, автобус Будва – Котор – 3 евро, автобус Котор – Цетине – 6,50 евро, автобус Подгорица – Котор – 7 евро, автобус Котор (Черногория) – Дубровник (Хорватия) – 14 евро, автобус Дубровник (Хорватия) – Мостар (Босния) – 15 евро, автобус Ябланица – Сараево – 10 евро, автобус по Сербии Крушевац – Ниш – 5,5 евро.

В целом выводы можно сделать такие.
Добираться до Болгарии самолетом из Украины дорого страшно (летом, правда, можно поймать что-то акционное или чартерное). Из Москвы хоть и дорого, но зато быстро – по крайней мере не надо ехать по земле до Украины, и через всю Украину. По Болгарии, как и Румынии нормально ездить автостопом, там это предпочтительно – для тех, кто любит. В Югославии стопом хреново, в Греции говорят тоже, но мне везло. В Албании не пробовал, но вроде там деньги спрашивают. Поезда в Болгарии дешевле автобусов, как в Югославских республиках, а в Румынии наоборот, к слову. В Албании поезда супердешевы – это реально почти бесплатное перемещение получается по европейским меркам. В Югославии автобусы дорогие, но чистые и очень комфортные. Из всех стран можно найти дешевые авиаперелеты в Западную Европу – туда они ездят все гастарбайтерствовать, но между собой перелетов мало, или вообще нет. И недешево обычно. С СНГ тоже авиа мало и дорого.

Такой вот транспортный рассказ о поездке у меня получился. Может кому что пригодится.
Tags: Албания, Балканы, Болгария, Босния, Хорватия, Черногория
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments