Спелеолог из Москвы (cavetravel) wrote in adventure_guild,

часть1 - Иркутск, Листвянка
часть2 - остров Ольхон на внедорожнике

часть3 - остров Ольхон пешком

Я хочу рассказать о своем отпуске в районе Байкала. Позже, в заключении, я расскажу подробно о затратах на поездку и пройденных километрах пешком и на автомобиле. Это позволить легко спланировать аналогичную поездку, подстраивая все под свои возможности и желания.
Полный маршрут выглядит так: Уфа-Иркутск-Листвянка-Иркутск-Хужир-на внедорожнике по Ольхону-пешком обратно в Хужир-Иркутск-Уфа.
Поездка была в сентябре. Это не лучшее время для пляжного отдыха, но для фото и видео, наоборот - самое прекрасное. Время – 14 дней отпуска.

Сначала про Иркутск, где я был 3 раза проездом.
На фото символ города на входе в 130 квартал
090_IMG_7269

Приехал в Иркутск из Уфы я поездом, рано утром по местному времени. Кафе еще не начали работать, а до катера-ракеты на Листвянку, на котором я запланировал уехать, было море времени. Поэтому я, прям со всеми вещами, пошел гулять по городу пешком.

Так выглядит железнодорожный вокзал Иркутск со стороны города
010_DSC04900

Как и на всех наших вокзалах, на выходе приезжих ловит толпа таксистов. Вообще, в целом, вокзал мне понравился. Несмотря на то, что народу в нем много, я оба раза без труда находил место, где присесть в ожидании поезда или рассвета. А неплохие кафе есть рядом вокзалом, но неместные не сразу их найдут. Я, например, по приезду зашел попить кофе в кафе через дорогу от вокзала с розетками, чтобы зарядить телефон, и не знал, что тут часто даже рынки могут быть в подворотне. Так и тут - на обратном пути я без труда нашел неплохую позную, просто завернув в подворотню у того самого кафе "через дорогу".
Кстати, в “кафе с розетками” есть не советую. Дорого и отвратительно (еда пахла несвежей, разогрели в микроволновке).

Отдельно надо сказать, про особенности местного общепита! Я питался в позных. Это недорого и очень вкусно. Позы это что-то похожее на манты. Чтобы покушать нормально, достаточно съесть 2 штуки размером с кулак. Они сытные, много не съесть. Ценник на позы в позных и кафе указывают за штуку. В сентябре 2014 этот ценник был от 32 до 60 рублей. Интересная особенность - после заказа, часто надо ждать 20..30 минут, пока их варят в пароварке. Для обеда за 100 рублей это как то непривычно.
Позы подают и в обычных кафе. Но в позных они стоят дешевле и очень часто не надо ждать готовки. Как я понял, когда людей в кафе много, их варят непрерывно.
Вот так выглядят вывески (это позная около рынка в подворотне)
340_IMG_8174

А это 4 небольшие позы, соевый соус к ним и монгольский чай (ногоон сэй)
350_IMG_20140918_103021_0

Вид на жд вокзал с того берега реки Ангара
040_IMG_7258

В городе много старых деревянных зданий, вперемешку с современными.
020_DSC04903

Вот такие домики встречал прям рядом с банками и дорогими отелями
050_IMG_7260

Не спеша я дошел до 130 квартала. Место интересное. По сути, это большой торговый центр. Вернее, это восстановленная старая улица 18 века, плавно переходящая в торговый центр. Очень симпатично и необычно.
080_IMG_7266

Квартал находится в треугольнике, образуемом улицами Седова, 3 июля и Козова. Легко найти по навигатору в телефоне.
100_IMG_7271

Тут находятся несколько интересных музеев, но я их посетить не успел, к сожалению. В день приезда, я был с рюкзаком и меня даже в ТЦ с ним не пустили, а где то оставить его возможности не было
110_IMG_7272

120_IMG_7275

Обратите внимание, на деревянные тротуары
130_IMG_7276

От 130 квартала я прямиком поехал в микрорайон Солнечный, где находятся марины для частных судов, стоит на вечном причале старый ледокол Ангара и там же находится вокзал катеров на подводных крыльях "Ракета"

Это Ракета стоит на ремонте рядом с речным вокзалом
150_IMG_7282

А это легендарный ледокол Ангара
170_IMG_8102

На ледоколе работает музей. Билет стоит 100 рублей. Фотографировать разрешают бесплатно
180_IMG_8112

190_IMG_8113

Честно сказать, экспозиция мне не понравилась! Там смотреть нечего. Старые фотографии и тексты. Это было ожидаемо, т.к. ледокол много лет лежал на дне полузатопленным. Смотритель даже рассказал историю, что еще его папа, будучи ребенком, прыгал с него с детьми в воду.

А вот сам ледокол интересен. Там все осталось как было - топки, кочегарка, вентиляция. Даже пахнет в кочегарке углем, несмотря на то, что судно долго было под водой.
200_IMG_8117

Это окна над кочегаркой. Можно представить, как свет падал на людей, которые тут уголь кидали в топки
210_IMG_8126

Верхняя палуба
220_IMG_8131

Носовая часть с брашпилем и клюзами
230_IMG_8141

Бортовые зенитки стоят с обоих сторон. Рассказывают, что во времена Колчака без них в море выходить было просто нельзя
240_IMG_8149

Обратите внимание на ледокольные формы корпуса судна
250_IMG_8169

Теперь перенесемся в другую часть города. Это около делового центра такое место прогулок городское. Называется нижняя набережная реки Ангара.
295_IMG_8184

300_IMG_8190

На Ангаре вдоль набережной стоит море различных судов. Так же, рыбу ловят и с самой набережной и массово с удочками стоят на том берегу реки. Массовая охота на рыбу, какая то! А это, между прочим, был рабочий день!
310_IMG_8193

На улице, выходящей к набережной, находится органный зал готической формы
270_IMG_8179

А эта симпатичная церковь прям на набережной находится
280_IMG_8183

290_IMG_8188

Московские триумфальные ворота, тоже прям на набережной
330_IMG_8203

Из интересных мелочей - проезд на маршрутке типа газели тут стоит 12 рублей!! (в Уфе 25). За проезд с рюкзаком с меня брали 25 рублей всего.
Город весьма симпатичный и уютный. Утром, когда на улицах центра полно студентов, можно насмотреться на девушек буряток.
В районе центрального рынка царит атмосфера восточного базара. Есть целые ряды с турецкой и китайской одеждой, огромные крытые павильоны и лотки с крышами на улице. Тут днем толчея, товары, кафе и транспорт во все стороны. Можно недорого поесть и купить сувениры и продукты в дорогу.

Еще тут продают симпатичных игрушечных нерп! Только не надо покупать китайские! Они не прикольные. Прямо в Иркутске делают от маленьких до здоровенных и главное симпатичных нерп. Они отлично подойдут на подарок ребенку.

Листвянка
Из Иркутска в Листвянку я уехал на катере Ракета. Весь путь занимает около часа. Комфортно, салон как в самолете и можно вылезть наружу и смотреть на брызги разлетающейся вокруг воды.
Ракета пристает к причалу у гостиницы Маяк. Это место, одновременно, является в поселке конечной автобусной станцией и сосредоточением всяких сувенирных лавок и кафе.
Надо сказать, что перед тем, как причалить, Ракета красиво дугой пролетает вдоль Порта Байкал еще по реке Ангара, потом делает длинный разворот уже по самому Байкалу и только после летит к Листвянке. Это была первая встреча с озером. Приятно накатило ощущение "Я на Байкале!!"
Поездка на Ракете стоит 400 руб.

Из Иркутска до Листвянки можно доехать на автобусе. Они ходят от автовокзала. Ходят очень часто - чуть ли не каждые 5..10 минут. По Листвянке перемещаться можно или пешком по набережной или на этих же автобусах. Вышел на остановку, чуть подождал и уже в автобусе.
Автобус Иркутск-Листвянка идет около часа. Стоит 120 руб. За рюкзак в багажном месте взяли 50 рублей сверху (на автобусе я обратно ехал).
Кстати говоря - эти автобусы летают по холмам, как гоночные боллиды! Я даже подлетал в кресле несколько раз ощутимо.

Перенесемся в Листвянку. Поселение тут очень своеобразное. Даже в сентябре здесь море отдыхающих и всяких хиповатых элементов. Девочки с фенечками в кафе приносят еду, на пляже всякие фрики загорают. Часто с тобой начинают говорить на ломанном английском. Какие-то монахини ходят в бордовых одеждах и с огромными крестами на шее. Короче, публика своеобразная. Некоторые надписи дублируются на английском. Почему надписи не дублируются на китайском, я не понял. Китайцев там много.

Вдоль всего поселка тянется вот такая набережная
010_IMG_7295

Под набережной часто появляются полоски пляжей. На них загорают люди.

На мостике через какую то речушку вот такое заснял
030_IMG_7304

Путь пешком по набережной от музея Байкала до "Маяка" (как местные называют гостиницу Маяк) занимает около часа неспешной прогулки. Кушать рекомендую не в ресторанчиках, а в позных. Особенно мне понравилась позная, где надо на второй этаж подниматься по лестнице. Вкусно, просто и недорого. Адрес не запомнил, но она там одна такая.
Омуля разного копчения и сушения активно продают на небольшом рынке у входа в Нерпинарий.
Ценники такие - горячего копчения 100 руб (за штуку цены), холодного копчения 200, вяленые не запомнил.
Штука омуля это рыба на 400..500 грамм весом. Вполне достаточно, чтобы пообедать им!
Мелких костей в рыбе нет. Шкура с копченого снимается как крышка. Выламываешь сочные куски ароматного мяса и и в рот. Это надо попробовать непременно!
Вот на фото мой обед за 100 руб.
200_IMG_7408

Жить в палатке я не стал, когда узнал цены на аренду комнат. Я был после 3х дней в поезде и очень уж мне захотелось помыться в душе и зарядить все устройства как следует, перед Ольхоном.
Я арендовал комнату я за 700 рублей в сутки. Номер у меня был с балкончиком и видом на озеро.
Вид из моего номера на закате на фотографии. На этом балкончике я пил ароматный чай с местными травами и пряниками, наблюдая как заходит солнце
210_IMG_7409

Все время моего пребывания в Листвянке тут стояла очень жаркая погода. Асфальт пыхал жаром, очень хотелось просто поваляться на пляже. А ходил я в футболке. Последнее ощущалось странным - тут Сибирь, а приехал я с более теплого, как я думал, Урала. Дома уже без свитера и курток не ходят, а тут люди загорают!

Музей Байкала. Вход 300 рублей (с погружением), фотографирование 100 руб. Фотографирование можно было не покупать! Фотографировать там особо нечего и вообще никто не проверял у меня этот второй билетик. Музей посетить надо непременно!
GPS музея N51° 52.109' E104° 50.196', адрес Листвянка, ул. Академическая, дом 1
Можно не заморачиваться с навигацией, а просто попросить водителя автобуса остановить у музея. Это на въезде в Листвянку находится. Вход в музей прям на остановке.

Что такое погружение? Там фотографировать нельзя, поэтому просто расскажу - там как бы ты сидишь в батискафе, а как бы в иллюминаторах происходит погружение на дно озера. Гид попутно рассказывает массу интересной информации. Советую посетить.

На фото глубоководный аппарат для изучения озера, находящийся у музея
035_IMG_7413

Это видео с камеры на дне озера
040_IMG_7321

А это там есть зал, где в склянках плавает всякая микроживность из озера и ее можно посмотреть своими глазами через микроскоп
050_IMG_7322

Еще там есть 2 объемные карты озера, где наглядно видны глубины на разных участках. Мне вот эта, что на фото больше понравилась. Обратите внимание, какая маленькая глубина у Байкала в Малом море (это между Ольхоном и основным берегом).
060_IMG_7329

А это бокоплавы. Жуткие неземного вида существа! Они обитают в глубинах Байкала и сжирают всю падаль там. Именно из-за них в озере никогда не находят утопленников. Но и чистота воды, при этом, тоже заслуга и этих существ тоже.
070_IMG_7338

Они ползают в аквариуме по сетке, иногда отпускают ее и медленно и зловеще падают на дно. Становится не по себе при виде этих существ. Они довольно крупные! В свернутом виде сантиметров 5 в диаметре.
Ниже на фото несколько бокоплавов пожирают труп рыбы
080_IMG_7349

Омуль
100_IMG_7368

Бассейн с нерпой. Они очень забавные звери!
Это большой зверь играет в поплавок.
110_IMG_7372

А это маленький зверек
120_IMG_7399

Еще в музее много всяких образцов камней, описаний интересных и мумий всяких животных и рыб. Но фотографировать я это не стал. Это не интересно на фото.

Вышли из музея... обошли здание с любой стороны... и увидели дорогу, которая петлями уходит в гору. Вот по ней нам и надо топать, чтобы попасть к началу подъемника до Камня Черского.
Вообще, это небольшая горнолыжка! Зимой горнолыжка, а летом просто туристов на гору поднимают.
Начало канатки N51° 52.367' E104° 50.617'
Топать от музея Байкала нормально так - несколько км в гору. И транспорта там нет. Зато там можно неслабо срезать петли автомобильной дороги, если топаете пешком! Следите внимательно за тропинками для этого.
Указатели по дороге
130_IMG_7416

С горнолыжных трасс открывается вид на озеро. Буду тут зимой, обязательно покатаюсь!
Схема трасс
140_IMG_7418

Подъем на канатке стоит 120 рублей. Если не хотите топать обратно с горы пешком, а сейчас лето и лыж у вас нет, то надо купить билет туда и обратно сразу. Это стоит 200 руб. Тут принимают карточки к оплате, кстати.
Подъемник кресельный. Горнолыжникам такие знакомы.
150_IMG_7422

От вершины надо пройти еще с километр до обзорной площадки. Там есть беседка с крышей, где можно спрятаться от дождя, много народу и все увешано разноцветными тряпочками
160_IMG_7430

Вот такой вид на Порт Байкал открывается отсюда
180_IMG_7439

Собственно, сюда и забираться стоит только ради этого вида и все. Ну или погулять по лесу, если хочется.

Если спуститься обратно к музею и перейти дорогу, то окажемся на остановке автобуса в сторону "Маяка". А если по тропинке пойти к озеру далее, то придем на паром на Порт Байкал. Но я на него не успел, к сожалению. Времени не хватило.

Отсюда я переместился до "Маяка" на автобусе. И там пара сотен метров до Нерпинария пешком.
Нерпинарий находится по адресу Листвянка, ул. Горького, 101-а.
GPS N51° 50.732' E104° 52.529'
Его легко найти по характерной большой округлой крыше.
Снимать внутри нельзя! Поэтому фотографий не будет.
Билет для взрослого стоит 350 рублей. Представление начинается каждый час в 00 минут. Чтобы не ждать следующего представления, лучше подойти вовремя, минут за 10 до очередного часа. Если что, около нерпинария есть кафе.
Представление очень интересное. И его надо непременно посетить! Детишкам можно после выступления фотографироваться со зверями в специальной комнате с маленьким бассейном.

Дайвинг
Фотографировать меня в ластах было некому, поэтому только текст.
Могу поделиться тем, что о погружении я договорился заранее еще из Уфы. И крайне сложно было найти инструктора на интро дайв на рабочие дни!
В выходные с инструкторами проще.
Интересно, что сарай со снаряжением у местных дайверов находится через дорогу от озера! Это означает, что меня облачили в гидрокостюм, надели систему с тяжелыми баллонами и грузы на пояс, дали в руки ласты и отправили через дорогу к озеру. Переход дороги мужиком в таком виде сильно шокирует водителей!
Представьте - едите такие по дороге, а тут на обочине стоит водолаз в полном облачении
Особенно прикольно было, когда я обратно выходил, отекая водой. Из машины выскочил какой то немец, снимая меня на видео камеру и жестами попросил вернутся и еще раз перейти дорогу перед его машиной, чтобы он снял на видео это еще раз.
Стоит это удовольствие 3200 рублей.

Что еще
Если бы позволило время, я бы еще в Листвянке посетил бы театр бардовской песни, позагорал бы на пляже и погулял бы по Порту Байкал на том берегу Ангары, а там, кроме самого поселка еще и круглобайкальская железная дорога есть с ее тоннелями!