i_plombir (i_plombir) wrote in adventure_guild,
i_plombir
i_plombir
adventure_guild

Укок - 2008. Дорогами древних скифов

Давно Клуб мечтал совершить экспедицию на плато Укок, прикоснуться к дикой первозданной природе и древней истории этой земли. И на этот раз мечта осуществилась. Преодолев более 900 км от Барнаула, следуя по дорогам и бездорожью, через труднопроходимые перевалы, болота, преодолевая холмы и горы, мы оказались в одном из самых мистических и загадочных мест Горного Алтая - на плато Укок, внесенном в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дикое плато Укок - одно из самых загадочных мест в Горном Алтае лежит на границе России, Казахстана, Монголии и Китая на высоте более 2000 метров.

В топонимическом словаре Горного Алтая О. Т. Молчановой находится следующее истолкование названия плоскогорья Укок:

"Монгольское ухэг -- буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом (в форме сундука). По устному свидетельству С. У. Умурзакова, укок в киргизском употребляется для обозначения плосковерхих гор."

Далее, автор, ссылаясь на другие источники, обнаруживает слово Укек в качестве названия города в составе древнебулгарского царства, развалины которого обнаружены недалеко от Саратова. У современных жителей Горного Алтая бытует представление, что это закрытая страна, которую нельзя беспокоить напрасно, и если человек попадает в эти места с дурными намерениями, то, скорее всего, его и его близких поразит неминуемое наказание. Поэтому местные жители боятся подниматься к ледникам, свято веря, что там живут духи.





Эти представления живы и ныне, пастухи не поднимаются со своими отарами к кромке ледников, не нарушают покой отдельных урочищ, считая их святыми. Здесь запрещена обычаями любая форма деятельности, кроме обрядовой, и то, к ней допускаются лишь избранные люди -- "знающие". (Поэтому проводника надо искать из знающих, а не а-ля туриста.)

Все это наводит на мысль, что и название плоскогорья Укок должно быть символично и может иметь другие интерпретации. Вблизи Укока можно встретить немало двухсоставных названий урочищ, рек и озер -- Ак-Кем -- Белая (чистая) вода, Кок-Суу -- голубая вода. Это позволяет предположить двухсоставность и названия места Ук-Кок, с явно вычленяемым корнем Кок. Это слово имеет большую семантику. 

"В древнетюркском языке кок имело значение небо и голубой, синий, сизый. Из современных тюркских языков в киргизком кок -- 1) небо; 2) синий, голубой, 3) цвет траура (синий ) по умершему феодалу." Исследователи отмечают, что слово кок может скрывать понятие священный.

Слово ук в тюркском языке имеет значение -- род. Выходит, Ук-Кок может иметь значение священный, небесный, голубой род. Легенды о голубых тюрках отмечены многими исследователями центральной Азии. Считается, что кек тюрк ("голубые тюрки") -- название тюрков, ставших ядром военно-политического союза племен во времена Тюркского каганата. 

В монгольском языке слово кок сохраняет свое значение, а слово ук означает буквально слово. То есть, другими словами, Ук-Кок может быть переведено как Слово Неба. Оба этих варианта -- и Небесный род, и Слово Неба -- имеют явно сакральный характер и во многом объясняют выбор древними жителями Алтая Ук-Кока в качестве храмового комплекса. 

К тому же "Небесные пастбища" -- символический образ -- архетип, который встречается у всех народов Евразии. Из молитвы правителя Шумер свыше 4000 лет тому назад мечта о вечной жизни на небесных пастбищах нашла свое отражение в заупокойных "да пребуду я в вечности лучшим пастухом". 

Этой земле древние люди доверяли тела своих предков, отправляя их в последний путь с великими почестями; с великими жертвами просили богов о милости. Здесь всегда ждали посланцев небес, сигнализируя им о месте прибытия гигантскими рисунками на земле, геоглифами. Смотря на проплывающие в небе облака кажется, что это невиданная ранее лестница в небеса. Свободные ветра гуляют по плоскогорью, склоняя полынь в низком поклоне перед местом последнего пристанища на земле Принцессы Алтая, прародительницы Кыдым, как зовут ее алтайцы. Укок - безмолвные камни и степь, словно завороженные ледяным взглядом пяти святых гор Табын-Богдо-Ола, зеркальные озера с лебедями и быстрые реки с белой водой. Таинственным и священным смыслом наполнены петроглифы бертекской писаницы. Скальный коридор ведет к скале Кызыл-Тас, тысячи лет хранящей изображения бегущих оленей с ветвистыми рогами и других, не менее грациозных животных, козерогов и верблюдов, стремящихся к небесным пастбищам.

Именно в эти дивные и мистические места направилась наша группа, в составе 5 человек: я и Вова, Мустаговцы, а с нами: Паша и Юля из Новокузнецка и Сергей из Москвы. 14 сентября мы из Новокузнецка прибыли в Барнаул, подождали Сергея и рванули в путь.
Остановились на ночлег уже поздно ночью в районе п. Манжерок. Так как была ночь, то определить более конкретно местоположение не могли, но слышали, что рядом речка. Да, перед самым отъездом в экспедицию, с нами связались московские ребята, которые в эти же сроки собирались на Укок на внедорожнике. Руководитель экипажа Сергей со мной созвонился уже ночью. Они, оказывается, были уже недалеко от нас, а поэтому договариваемся завтра по дороге пересечься.



На следующее утро, осмотрев окрестности, понимаем, что оказались на берегу реки Катунь. В это время года она безумно красива и оправдывает свое название – Бирюзовая. Не запечатлеть утреннюю Катунь на фотокамеру было никак нельзя. Далее отправились до п. Усть-Сема, где вкусно и недорого позавтракали. По пути заехали на эстокаду, проверить состояние Кузи. 

Следующую остановку сделали в п. Шаболино, где в довольно неплохом магазинчике закупили бензиновый примус, кое-какие туристические мелочи, как веревка, спички и прочее. 

По пути заехали к другу нашего Клуба кайчи-каму Аржану. Но он после ритуала очищения дома отдыхал, и мы решили его не тревожить, передав привет через его маму и договорившись, что если получится, то на обратном пути заедем и пообщаемся.

Ближе к обеду мы оказались на перевале “Чике-Таман”. Данная достопримечательность начинается на 665 км знаменитого Чуйского тракта. Вокруг значения названия перевала долгое время велись долгие споры. Существует несколько версий:
“Чике- Аман” – Здравствуй, дорога!
“Чике- Таман” – Прямая подошва;
Чике и Таман – имена влюбленных юноши и девушки.

Здесь, в знак поклонения духам местности (горы, реки), в знак прошения благословения, в знак своей причастности к светлым силам, подвязывают на деревья белые ленты – кыйра или дьялама. Человек, который заранее готовится в дорогу и знает, какой перевал будет проходить, готовит ленты заранее. В основном ленты повязывают трех цветов – белого, голубого и желтого. Белый цвет символизирует – светлые мысли, благополучие; желтый- связанные с землей, а голубой- с небом. 

Это очень красивое и величественное место. К сожалению, нахождение этого чуда рядом с трассой пагубно сказывается на ландшафте. Так, очень много надписей, содержания “Здесь был Вася!”, на близ лежащих скальниках. Это портит природу и ее цельность. Но, даже не смотря на это, мы получили большое удовольствие от созерцания видов Алтая с перевала. 


Полностью отчет можно прочитать тут 

Фотозарисовки




 


 
Tags: Алтай, Россия, горы, экспедиции, экстремальные путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments