Blues Pigger (pigger_) wrote in adventure_guild,
Blues Pigger
pigger_
adventure_guild

Абхазия: взгляд сквозь призму минувшей войны. Август-2008. Часть 7.

7. Мамдзышха

Мамдзышха – гора, у подножия которой находится Гагра. Вроде, всё очевидно: вот город, вот гора. На склонах две смотровые площадки с видом на море и окрестности, но на деле всё оказалось не так просто, как это выглядело изначально.

По рассказам местных водителей, две смотровые – это для всех, но можно подняться ещё выше. Честно говоря, будучи в Абхазии уже третий раз, я до подъёма на Мамдзышху летом этого года считал, что «можно подняться ещё выше» - рекламный ход абхазов, желающих подзаработать на наивных туристах. Абхазы махали в сторону Мамдзышхи со словами: «Поехали со мной, и ты увидишь всё!» Поездка на Мамдзышху для меня была в большей степени возможностью увидеть ещё раз Гагру с высоты птичьего полёта. И я не ожидал увидеть что-то принципиально новое.

Опыт пешего подъёма у меня уже был. Конечно, в нём был определённый кайф, но, учитывая, что хотелось подняться не до первой смотровой, а выше, насколько это возможно, было решено в этот раз воспользоваться авто. Созвонились с Вадимом, который с радостью согласился нас за просто-таки смешные деньги свозить наверх. Заполнив свободные посадочные места в своём УАЗе, в назначенный день он забрал нас прямо от дома, и приключение началось. Если пешая дорога на Мамдзышху начинается от старой мельницы (то есть из Новой Гагры почти от бальнеолечебницы), то трасса отходит от шоссе несколькими километрами ближе к России. Нижняя часть дороги вполне жилая – собственно, это ещё Гагра. И здесь тоже сдаётся жильё, причём зачастую не дешевле, чем у самой воды, а иной раз и дороже. Постепенно постройки сходят на нет. Лишь кое-где ещё попадаются отдельные домики, стоящие в зарослях мандариновых рощ. Конечно, всю эту красоту по-настоящему не разглядишь, сидя в машине, по ней надо идти, ею надо дышать, её надо чувствовать. Серпантин дороги петляет по склону Мамдзышхи.

Достаточно скоро мы доезжаем до 1-ой смотровой площадки, но не останавливаемся, а лезем дальше. Пока погода благоприятствует, а горы не затянуты облаками, надо забраться на самый верх, чтобы сполна налюбоваться на окрестности.

Выше я не поднимался ещё ни разу. Впрочем, дальше всё то же самое: та же дорога со вполне сносным асфальтовым покрытием, те же деревья вокруг. Проезжаем мимо памятного знака: Вадим говорит, что здесь во время войны 92-93 гг не вписался в поворот танк. Экипаж был многонациональным: абхаз, армянин и чеченец. Так и стоит теперь на повороте на краю крутого обрыва памятник боевым товарищам.

Всё то же самое, только дорога почти перестаёт петлять, а идёт и идёт почти параллельно морю в сторону Пицунды. 2-я смотровая. Но здесь мы тоже остановку пока не делаем, оставляя прогулку на обратную дорогу. Между тем резкий поворот и дорога меняет направление, уходя в горы. Теперь моря уже не видно. Мы едем практически по горизонтали в сторону Псоу – издержки горной дороги. Под колёсами пока ещё асфальт, но постепенно он становится всё хуже и хуже. Вскоре дорога снова меняет направление на северо-северо-восточное. Впереди ещё один поворот. На этот раз чётко на восток. Прямо около него площадка. Дальше легковым машинам делать нечего. Выше ездят только «сумасшедшие» туристы типа нас на УАЗах и лесовозы, раскатавшие дорогу (вернее, то, что ей тут называется) в хлам. В отличие от накатанной дороги на Гегу здесь машин явно ездит куда меньше: прямо из дороги торчат рваные корни, попадаются свежевывернутые колёсами булыжники, на обочинах деревья с жестоко ободранной корой. Машина снова начинает петлять, но это не серпантин в привычном понимании. Здесь просто по-другому не поедешь. Авто вынуждены объезжать огромные камни и завалы вековых буков и пихт. Мотор рычит, но упрямо тащит вперёд.



Ещё за одним поворотом видим разъезженный пятачок: дорога прямо завалена стволами деревьев. Их явно подтянули сюда не просто так: говорят, здесь сползла под откос не одна машина! Направо, в обход рыхлой заросшей низины уходит объездная петля, но по ней тоже не проехать: посередине сидит УАЗ – не подключается передний мост. Пассажиры, кажется, уже отчаялись и собираются дальше идти пешком. В принципе, до самого верха уже совсем недалеко, всего каких-то 5-6 километров, но чтобы преодолеть их потребуется не один час ходьбы. Пока мы фоткаем окрестности, Вадим пытается помочь водителю. Подъезжает ещё один УАЗ. Водитель – молодой общительный армянин тут же переключает своих пассажиров на огромную канистру с брагой, а сам включается в разговор уазоводов. 20 минут попыток подключения переднего моста ни к чему не приводят. Севший УАЗ с трудом выкорячивается на пятачок, давая дорогу более удачливым товарищам. В прорыв бросается Вадимчик, но у него передний мост не хочет подключаться тоже. Кряки, охи, вздохи… Наконец-то мост подключился. Мы первые! Мы преодолели и эту преграду. Продолжаем движение наверх. Дорога всё такая же плохая. Но постепенно она становится суше. Начинается зона альпийских лугов. А это уже совсем другой климат. До верхней точки совсем не далеко.



Появляются признаки жизни. Впрочем, это лишь отдельные полуразвалившиеся постройки. На склоне пасётся стадо коз, в низине в луже плещется свиное семейство. Взбираемся на очередной холм и видим перед собой пастушеский балаган: несколько сарайного вида хижин, хлев, огороженные участки лужаек. Под навесом столики: хозяева за символические деньги угощают домашним вином и сыром. Но нам ещё выше. Угощение будет на обратном пути. Зрительно создаётся впечатление, что мы едем по дороге в небо. Через несколько минут мы почти на вершине. Вадим поясняет: «Некоторые возят и выше, но я не любитель экстрима. Заехать то я заеду, но это же горы: от звука мотора может произойти оползень или обвал. Зачем рисковать?» И он прав: оставшиеся 50-70 м можно без труда пройти пешком.





Вот это красотища! Обалденный вид. Позади в лёгкой дымке видны вершины горного массива Арабика, слева седые клыки Главного кавказского хребта, а справа и прямо – великолепная панорама побережья. Кажется, будь видимость совсем идеальной, было бы видно Сухум и даже дальше. Немудрено: высота над уровнем моря свыше 1800 метров!

Здесь совсем другой мир. Здесь иначе дышится.



Нагулявшись, начинаем движение вниз. С трудом разойдясь со встречным УАЗом, добираемся до пастушеского балагана. Вино, сыр, привезенный с собой арбуз – великолепие всего природного, естественного. В эти места сам Вадим? по его словам, всегда ездит с удовольствием, настолько здесь ощущается свобода от всех проблем, которые остаются далеко внизу.




Перекусив, спускаемся дальше. Петлю, где завяз УАЗ, проходим на удивление бодро. Совсем скоро выезжаем с раздолбанной лесной дороги на приличный асфальт. По дороге встречаем легковушку, урчаще лезущую вверх. «Вам недалеко осталось, - говорим мы, - ещё метров 200-300, а дальше только пешком или на попутном УАЗе».

Вот и 2-ая смотровая. На стыке нависающей над пропастью площадки с ограждением и дороги в асфальте дыра. Там что-то поблёскивает. Присмотревшись, обнаруживаем, что это змея. Соблазн потрогать её палочкой велик, но решили на всякий случай не рисковать.

1-я смотровая. Несколько лет назад я пришёл сюда из кустов. Да, вот она, та дорога, откуда мы тогда вылезли: потные и по колено измазанные в глине.

Уже хочется домой. В машине тишина. Все устали. Вот она какая на самом деле, наша родная маленькая Мамдзышха!





Фотки briga_n_tina & pigger_.

X-post в ru_travel

Продолжение следует
Tags: Абхазия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments