Клуб туризма "Направление" (napravlenie) wrote in adventure_guild,
Клуб туризма "Направление"
napravlenie
adventure_guild

Монголия. 1 635 километров за 4 дня.

Это мое путешествие 2007 года в Монголию. Это была чистой воды авантюра. Я очень рада, что она была в моей жизни :)

Итак, начинаю.
День первый. Ханк - середина дороги Ханк – Хатгал. Первые 120 км пути.

В Монголию мы заходили через таможенный пункт Монды-Ханк. Ханк расположен на берегу озера Хубсугул. Дивное озеро – не даром его называют «младшим братом Байкала».
Городок Ханк
Ханк - маленький городок на границе, натуральное хозяйство, мобильный телефон не ловит, смесь монгольского быта с русским, жизнь людей строго подчинена природе, смене времен года и заботам о своих животных – у нас такой уклад остался только в деревнях, да и то среди пожилых людей. По-русски крепкие избенки, картошка в палисадниках – это у «продвинутых», по монгольским верованиям земля живая и ее нельзя трогать. Крыши в хлевах и сараях крыты НАВОЗОМ. Яки и коровы, пасущиеся прямо на улицах города. Детишки в китайских шмотках, пастухи на лошадках в национальных нарядах. Первые впечатления о монголах – они родились, чтобы ездить в седле, а не ходить по земле. Ходят они смешно – вразвалочку, зато на лошади монгол удивительно изящен и красив.
Монгольские детишкиПросто Хубсугул
Территория озера Хубсугул – удивительные по своей красоте места, но это еще не Монголия. Планы были грандиозные, и оставаться на пяточке бывшей территории Российской империи не хотелось. Мы стремились дальше.

Мы это две девушки, без четкого плана и маршрута. Так было задумано. С самого начала решили, что отдадимся в руки Судьбе. Мари уже была в этой стране, водила экспедицию под эгидой Русского Географического общества. Поэтому информацией мы владели. Меня же эта страна манила, что-то хотелось себе доказать на другом конце света.
Следовать по нитям Судьбы это очень по-восточному.
Пишу я о Монголии. Поэтому опущу свой путь до нее из Иркутска, несколько дней на русской турбазе на Хубсугуле в обществе бизнесменов из Иркутска, пьющих водку Русский стандарт и водящих хоровод вокруг печки в столовой турбазы – типа Конкурсы! описание-восхищение нетронутой природой окрестностей и удивительно прозрачной чистотой вод озера (на озере общей площадью в пол-Байкала, лишь два сельскохозяйственных города Ханк и Хатгал, промышленность отсутствует).
Я начну свое описание со дня, когда Монголия наконец-то открылась для нас – сказала на своем языке: «Вы настаиваете? Тогда добро пожаловать, но помните вы входите в другой мир. Этот мир живет по своим правилам. Ваши, московские, не действуют тут.»

Московские законы перестали действовать в утро того же дня. Через русских на турбазе мы договорились с местным водителем, что машина будет подана к нашей палатке в 10-00. «Дорога длинная – говорили нам, - плохая, выезжать надо пораньше». В 10-00 в понедельник 20 августа 2007 года мы с собранными вещами сидели на рюкзаках.

УРА, МЫ СНОВА В ПУТИ! ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧАЛОСЬ!
10-30
– машины нет. Ничего, говорит Маша, монгольские водители не пунктуальны.
10-45 – машины нет.
11-00 – машины нет.
Мы сидим на рюкзаках. Смотрим на пасущихся яков и сарлыков (помесь коровы и яка). Солнечно, тепло. Перед глазами изумительной красоты водная гладь. Начинаем волноваться.
11-30 – звук мотора. Машин в городе можно пересчитать по пальцам, мы встрепенулись – наша?
Пулей несемся в администрацию турбазы. Администратор о чем-то бурно разговаривает с коренастым монголом средних лет.
Представляет нам – Комба, наш водитель. Монгол очень стесняется, вид виноватый.
Администратор продолжает: «У Комбы нет бензина на такое далекое путешествие. На местной заправке (единственной за бог знает сколько верст) бензина нет».
Гоголевская немая сцена в нашем исполнении.
Тут монгол оживленно зажестикулировал.
«Но, - переводит администратор, - Комба сейчас поищет бензин и через час подъедет».

Что ж, ждем-с.

12-00 – лежим на рюкзаках, корректируем планы. Машина будет только в час, плюс полчаса на монгольскую пунктуальность. Выедем только в час тридцать. Доехать до Хатгала за день не успеем. Ночевать в степи – потеряем время. Перед нами более 1 000 км дорог, 4 дня и 5 ночей до самолета в Иркутске.
Монголия нас не пустила.
Один человек в Москве, на которого очень хотелось произвести впечатление, скорее всего, будет ржать – горе путешественницы!
Планы сделались такие: едем до Бугнагских источников. Это день. Ночуем там. День нежимся в них. Это два. День обратно в Ханк, вечером трекинг по берегам Хубсугула и пора домой.
Съездили в Монголию – курам на смех!

13-30 – машины нет.
15-00 – машины нет.
Ловим себя на мысли, что если бы все это происходило в Москве, давно оборвали бы телефон водителя, а здесь лежим – загораем, млин. Считаем пасущихся сарлыков и пролетающих орлов – вот кого здесь не дефицит!

15-30 – звук машины. Странный. Делаем стойку. На конструкции явно собственной сборки проезжают монголы отец и сын. Млин.
16-00 – к сарлыкам прибавились табун лошадей. В отсветах озерной воды перед нашими глазами они резвились, купались в озере, играясь бегали друг за другом. Сильные, красивые, свободные животные!

16-15 – я иду к администратору говорить, что если приедет водитель мы уже отказываемся от поездки, смысла ехать уже куда-либо у нас нет.
Планы поменяли в очередной раз. Смех! В Монголии не видели ничего кроме приграничного городка!
Что ж. Это Судьба!

Администратор объясняет, как найти дом Комбы: прямо по дороге, перед второй извилиной берега, рядом лужа – что ж попробую найти по такому описанию.
Нашла – аккуратненький такой, крепенький домик, небольшой огородик, ровный заборчик, чистенькие отремонтированные хозяйственные постройки. Сразу видно крепкое хозяйство! Прикинула, что по здешним меркам человек, имеющий машину (даже если это раздолбанный и явно еще советский УАЗ) считается зажиточным.
Прониклась уважением к нашему (несостоявшемуся) водителю – хороший хозяин.

Во дворе увидела Комбу. Он вовсю собирается в дорогу. Как же, не зная языка, объяснить ему, что мы отказываемся от поездки?
Где языком жестов, где с помощью его друга, знающего по-русски пару слов, выясняется, что все это время Комба искал бензин. Пособирал бензин у знакомых, что бы хватило доехать до русской деревни Монды, там и заправился, и еще бензинный долг знакомым раздал.
После этого, глядя ему в глаза, я не смогла сказать, что мы никуда не едем! Слова отказа застряли у меня в горле.
Я, как завороженная, села в машину, и мы поехали за Машей.

С Машей произошло тоже, что и со мной – мы не смогли сказать человеку, который так старался для нас, что мы никуда не едем.
Вернувшись к плану Б (Бугнагские источники) заказали на турбазе баньку к нашему приезду через 3 дня.
И отдались в руки Судьбе….

Вы ездили когда-нибудь на американских горках? Вам было страшно?! Это фигня. Там, каждый раз, когда вы ныряете вниз, подсознательно вы отлично понимаете, что наверх вы поднимитесь! Здесь мы ехали по сильно-сильно пересеченной местности. Высокие берега Хубсугула изрезаны долинами небольших речушек и ручьев. Вверх, УАЗик молодец! вытянул в очередной раз! вниз – машина встает почти на нос. Дороги почти нет. Мостов через речки нет тоже, едем вброд – каждый раз моля всех монгольских богов, чтоб не застрять. Их же поминаем, когда ревя мотором УАЗик карабкается на очередную горку.
Рррррр вверх, ууух вниз, очередная река – на пятидесятой горке сердце уже никуда убегает, сидит себе ровно на положенном месте, иногда слегка замирая, но больше от видов. Едем вдоль берега Хубсугул. Пейзажи красивы нереально.

Через какое-то время первая встреча: большая серая птица взлетает почти из-под колес, и в мягком полете, показав размах крыльев метра два, пролетает перед лобовым стеклом машины, садится на сломанное дерево на обочине дороги. Вспоминая уроки биологии и многочисленные фильмы о живности, определяю – беркут.
Потом мы на них и внимание перестали обращать, они, также как орлы, постоянно кружащиеся в небе, и сурки, то и дело перебегающие дорогу, стали частью пейзажа.

Типа я здесь был. ОтметиласьСыр сушится на солнце
Следующая встреча: машина останавливается около юрты. Белая юрта с голубой дверью, рядом стоит мотоцикл, к крыше юрты приделана тарелка телевизионной антенны, над дверью разложен сушиться местный сыр, рядом пасутся сарлыки и козы – вот такая вот помесь времен и образов жизни.
Дверь юрты приоткрывается – выглядывает женщина, видит меня, у нее округляются глаза, она ошарашена настолько, что прячется назад в юрту.
Из юрты раздается смех.
Здесь нас угостили сушеным на солнце сыром. Очень вкусный, но явно не для моих зубов. Он каменный.

Кстати у всех монголов прекрасные зубы, белые ровные, голливудские звезды на их фоне отдыхают. Зубы у монголов настолько хороши, что, как мы узнали в дальнейшем, профессия стоматолога в их стране неприбыльная! По-моему это нонсенс!

По дороге мы еще не раз заезжали на стоянки. Комба решал какие-то свои дела. Мы выходили из машины размять ноги и дать отдохнуть весьма отбитой пятой точке.
Комба – обстоятельный все же мужик, заинтересовался картой в нашем путеводителе. На лице читается детское удивление и восхищение – я вспомнила, как ребенком изучала географический атлас, и свое удивление перед необъятностью мира и человеческих возможностей.
Комба читает карту ХубсугулаДорожная встреча

Несколько раз по дороге нам попадались обоо – культовые сооружения монголов. Да простят меня монгольские боги, но более всего эти сооружения напоминают мне мусорную кучу, украшенную голубыми тряпками.

Интересно, что тряпки или скорее ленты конечно по цвету одинаковые с дверями монгольских юрт – думаю, это имеет какое-то символическое значение.
Деревянная дощечка в обоо
Сложены эти «кучи» из камней, плюс к этому чего только в них нет! Деньги, бумажные и металлические, рога и кости животных, бутылки целые и стекла от них – это основные подношения. Были и интересные находки, например небольшая деревянная дощечка, необычной формы с орнаментом и надписью на монгольском языке, или осколок фарфоровой чашки с цветочным рисунком.
Возле одного из них, мы, очарованные открывшемся видом, попросили водителя остановиться. Проснулся фотографический зуд.


Как будто что-то кроме вида побудило нас остановиться в этом месте: в стороне от дороги мы случайно обнаружили памятник со звездой похожий на те, которые устанавливали У НАС во Вторую мировую на могиле павших воинов. На памятнике несколько русских фамилий. Дата рождения – дата смерти, у всех одна. Я не запомнила даты, больше мне запало в душу, что этим соотечественникам всем было не более двадцати лет. Грустно.
Но лежат они в удивительно красивом месте.

Еще одна нежданная встреча. Вполне себе европейская палатка в лесу. Заслышав нашу машину, из палатки выбежала пара, парень с девушкой. Разговорились, оказывается они, как и мы въехали в Монголию через Монды, рассчитывая на велосипедах проехать по берегу Хубсугула до Хатгала, и, если получится дальше.
У них не получилось. По дороге проткнули все покрышки, которые были с собой и теперь несколько дней кукуют в палатке. Не завидую, прошедшие дни были дождливые и холодные. Мы тоже ночевали в палатке, но у нас рядом была турбаза, где можно было погреться и посушить одежду, взять горячий чай.

Предложили поехать с нами – отказались, решили, что вернуться в Ханк. Не уверена, что мудрое решение. Переубедить не удалось. Ребята надеялись встретить машину, в которой были бы покрышки для велосипедов.
Вероятность равная нулю. Но, удачи им.
Для везения они проходят по обоим пунктам :)

Так мы весело катили вперед, ломая зубы об монгольский сыр. Мари наслаждалась им, я тихо ругалась – моим зубам до монгольских далеко. Тем временем тихо подбирался вечер, а с ним Гроза.
Гроз на Хубсугуле очень много. За то время, пока мы обитали там. Постоянно, особенно вечером на горизонте, в каких то местах были всполохи молний. Часто мы видели вдалеке одновременно две-три грозы.

Вот стемнело. Впереди, в разных местах над берегом и поодаль были видны две грозы. Потом какое-то время стало казаться, что они обошли нас стороной, но мы въехали в третью.
Сильное впечатление. Только что мы вскарабкались на горку, и тут нам стало ясно, что у нас на дороге грозовая туча, и едем мы в нее.
Во мне как будто что-то выключилось. Я с детства боюсь грозы, и знаю, что не напрасно. Видела, что может сделать это сочетание двух стихий. А тут я ехала прямо в бурю, и я устала бояться. Я перестала бояться даже «американских горок». Я ехала и наслаждалась бушевавшей вокруг стихией.
Проливной дождь. Размытая дорога, вверх, вниз, через речку без моста. Лучшие водители живут в Монголии! По асфальту каждый дурак сможет!
Комба в этой свистопляске, при этой дороге, абсолютно спокоен и уверен в себе, изредка по-будничному переговаривается со вторым монголом.
К концу путешествия я в него влюбилась :) Это характер!
Дорожные видыВиды Хубсугула
Время два часа ночи. Буря миновала. Мы едем дальше. Чудесный послегрозовой воздух ощущается даже в машине. Через какое-то время подъезжаем к нескольким юртам. Комба останавливает машину. Переговаривается о чем-то с вышедшим монголом. И жестом показывает нам – ночевать будем здесь.
Мы быстро разбиваем палатку. Холодно и очень ветрено. Забираемся внутрь, достаем из рюкзаков спальники и теплую одежду. Звук моторов. Какие-то большие машины. Голос Комбы над палаткой – на ломаном русском: «Ваши, ваши – Иркутск». Мне уже все равно, Маше тоже. Я замерзла насквозь и хочу в теплый спальник.
В палатке раскладываемся – русская речь вдалеке, звук моторов. Один, второй, третий. Быстро соображаю – откуда третий, не наших было два. Пулей выскакиваю из палатки. Машины Комбы нет…
Ледяной пронизывающий ветер и открытая степь. И наша палатка. Без комментариев…
Натягиваю на себя холодное термобелье, залезаю в холодный спальник, тихо стуча зубами. Спааать! Спааать! И хрен с машиной.
Ночью просыпаюсь от звука мотора. Успокаиваюсь – Комба здесь. Сквозь сон слышу завывание ветра в степи, звуки грозы. Какой у меня замечательный уютный тепленький спальник! День закончился. Отрубаюсь...

Продолжение следует...
Боюсь утомить господ читателей обилеем печатных буков :)

Здесь экспедиция этого года



Вечереет. Хубсугул
Tags: Монголия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments