Dmitry Lebedev (dmitrleb) wrote in adventure_guild,
Dmitry Lebedev
dmitrleb

И в дебри сказочной тайги падают они. Поход на лыжах по Архангельской области.

Зиме-зимнее. Так можно сформулировать то, что мы с Саней поняли в эту, наконец, настоящую зиму. Мысль о посещении горнолыжного курорта вызывала тошноту, и тогда мы, вернувшись к нашим туристическим истокам, стали готовить лыжи для походов. А уж когда Саша Мокрецов позвал нас к себе в Архангельск для похода по тайге, а напиток "Коварство и любовь" был заготовлен в нужном количестве, подготовка стала набирать воистину небывалые обороты. Этому скромному проекту было дано не менее скромное название - " Школа оздоровительного алкоголизма"!

В отличие от велосипедных форумов, где энтузиастами буквально обсасывается каждая деталь велосипеда и снаряги, обсуждения в сообществах любителей лыжных походов просты и лаконичны. А ведь в этом, казалось бы незатейливом занятии, практически нет мелочей. И именно от снаряжения зависит не просто комфорт, а сохранение здоровья, порой, в достаточно суровых условиях.

Немного подогнав снаряжение, мы стали потихоньку ходить в походы по Подмосковью.

Особенно радовало хождение по целине. Тут наши широкие, плохо скользящие лыжи, которые так раздражали на лыжне, показывали себя во всей красе.

А вот вылезать по утрам из палатки было, поначалу, малоприятно. Но и тут мы стали придумывать различные хитрости, в большинстве случаев, конечно же, "изобретая велосипед".

Мороз по утрам и красота пейзажей напоминали о том, что впереди поход по архангельской тайге. А мысль, что мы будем ночевать не в палатках, особенно грела.

Поход - это не только маршрут и красоты, поход - это люди. И компания у нас подобралась отличная. Миши нет на фото, но именно он задавал ударный темп движения первые два дня. Стоило остановиться, чтобы сделать фото, как группа скрывалась за горизонтом.

Газель уехала, и мы остались в окружении потрясающих северных пейзажей.

Саня Мокрецов тащил за собой "Жабу", в которой находилась часть общественного снаряжения. В его рюкзак просто не могло всё поместиться, ведь там покоилась гитара.

Скольжение, особенно первую пару километров, откровенно говоря не радовало. Поначалу меня это раздражало, но потом я понял, что это мой шанс хоть немного побыть наедине с прекрасной северной природой, а не судорожно перебирать конечностями, пытаясь удержаться за товарищами.

Километров через семь лыжня вывела нас на озеро, и началась тропёжка, но совсем не сложная. Снега на озере было немного, и он был потрясающе лёгкий.

Саня доверил мне потащить "Жабу", и через пару километров я понял, что скоро стану членом элитного "мозоль-клуба", в который сам Мокрецов уже, похоже, вступил. Странным образом, при работе с ношей на верёвке, мои малоразношенные ботинки стали тереть не только сильнее, но и по-другому. Хорошо, что я заранее сделал носки из лейкопластыря.

После обеденного перекуса, Миша, сказав , что дальше пойдем по просеке, лихо припустил по тропинке, петляющей между деревьевьями. Если здесь такие просеки, то какими же должны быть тропинки, подумал я.

Весь этот лесной кусок мы с Саней обслуживали "Жабу". Волокли по очереди и по очереди помогали ей пролазить между деревьями. Попотеть пришлось, зато виды становились всё более кайфовыми.

Высотные, альпинистские ботинки Сани Мокрецова, не были расчитаны на хождение при температуре всего в минус пятнадцать. Ему приходилось периодически останавливаться и опускать ноги в снег.

Солнце уже начало клониться к закату, когда мы, кто долетел, а кто доковылял до первой избушки.

Избушка долго не прогревалась, печка дымила и я стал с сомнением поглядывать на свой летний спальник. Но вскоре стало очень тепло, и те, кто намеревался спать на втором ярусе нар, стали перебираться вниз.

Удивительно было, после привычки ночевать зимой в палатке, выходить утром из избушки. Прекрасный сон, сухие вещи, ощущение накопленного тепла, всё это дорогого стоит.

Для Саши Федюкова, опытного туриста-лыжника, такой маршрут был, скорее, просто приятной развлекухой.

Изюминка маршрут - это конечно же замерзшие болота. Можно только предположить, как здесь летом, но зимой - красота!

Темп этого дня был заметно ниже. Даже фотографируя, мне не составляло труда догонять ребят.

От перчаток в мою любимую "мыльницу" попал волосок, который никак не хотел выдуваться. Пришлось на протяжении всего маршрута поиграться с диафрагмой и кадрированием, чтобы скрыть его коварное присутствие.

Мои лыжи имеют довольно мощную насечку. Для движения по лыжне или "буранке" это огромный и, к сожалению, похоже, ничем не исправимый минус. Но стоило начаться хоть небольшому рельефу или целине, как я чувствовал себя как на снегоступах.

Нам ещё повезло в том, что на протяжении почти всего маршрута было ясно и не холодно. Ближе к окончанию мероприятия мы поняли, что так бывает далеко не всегда.

В какой-то момент меня догнал Саня Буровцов и мы пошли нашим темпом, который мы для простоты называем стилем "шорк-шорк". Этот темп позволяет не только покрывать значительные (для нас) расстояния почти не уставая, но и двигаясь таким образом есть возможность поболтать обо всём на свете.

Главное за разговорами не забывать нажимать на "гашетку", запечатлевая на память пейзажи....

И групповые портреты (точнее автопортреты).

Пройдя немного по озеру, мы увидели очередную избушку и, заметно прибавив ходу, направились к ней.

Изба оказалась знатная, чем-то напоминающая корабль, плывущий по тайге.

Быстро побросав вещи и немного утеплившись, Саня с Борей принялись фоткаться на фоне избы.

А я знакомиться с местной кухонной утварью и инструментом.

А вокруг была тишь да гладь, да Божья благодать.

Чуть позже нас к избе подъехали ребята-охотники на чудесном средстве передвижения по снегу, называемом Мотособака. Изобретённая местным Кулибиным (а точнее Анатолием Васильевичем Фомичевым) на базе двигателя от бензопилы эта штуковина снискала в здешних местах необычайную популярность. В отличие от дорогущего, прожорливого и тяжелого снегохода, Мотособака легка, мало ест бензина, потрясающе тяговита и обладает прекрасной проходимостью.

Управляемая Борей, да вдобавок ещё с двумя мужиками в прицепленных к ней пластиковых корытах, эта штуковина с такой скоростью рванула с места, что я едва успел нажать на спуск.

Маша Мокрецова и Дима Чернышев пришли к избе от ближайшей дороги довольно поздно. Наша попытка их встретить, а заодно и в шутку напугать, закончилась тем, что Дима пробил острием палки как копьем дорогостоящий виндблок Мокрецова. У Маши был день рождения, который мы и отметили обильным возлиянием и песнями под гитару.

Когда глядишь на огонь, хочется петь что-нибудь лирическое. Поэтому, заполучив гитару, я затянул "Бухгалтер Иванов"))

Саня был в тот вечер "в ударе", хотя и утверждал позже, что разыгрался только тогда, когда все уже улеглись спать.

Следующий день был днёвкой, и мы решили сделать легкую радиалку на соседнее озеро. Я взял у Сани Мокрецова его комплект ски-тур, так сказать на пробу. Скажу честно, мне очень понравилось! Привыкал я минут пять, а потом просто ловил кайф.

Лыжи, тайга, озера, болота, нетронутый снег....всё это, лично мне, дало возможность прикоснуться к неведомой доселе гармонии. Идеалы фрирайда, который я неоднократно практиковал в горах, несколько померкли перед этим древним занятием.

Вернувшись к избе, я привязал телефон к лыжной палке и, подняв её над головой, стал курсировать по озеру в поисках места приёма. Но увы ( а может и к счастью), вездесущая мобильная связь не добралась до этих чудесных мест.

Тем временем, ребята занимались тем, что готовили прорубь для ныряния после парилки. Сначала лёд пилили.

Потом рубили.

Затем долбили "колыбахой" уже, казалось бы, до конца пропиленные куски.

И лишь когда лёд поддавался, извлекали из проруби здоровенные куски льда.

Символом этого дня стали двуручная пила и "колыбаха", а отнюдь не ски-тур. А вообще, погружаться в прорубь было непривычно. И дело не в ледяной воде, которой почти не чувствовалось. Глубина проруби значительно превышала человеческий рост. И чтобы не уйти слишком глубоко, мы положили поперёк шест. Так вот, выбегаешь ты в чём мать родила, окунаешься, а дальше, чтобы вылезти, делаешь практически упражнение на турнике, правда, из воды.

Пару часов утра следующего дня мы посвятили выходу на дорогу по успевшей надоесть лыжне. Здесь Саня Мокрецов поинтересовался, не желаем ли мы пройти ещё пятнадцать километров, но уже практически без лыжни.Основательно подкрепившись салом, мы были готовы на всё. И тут началось то, чего я, собственно, и ожидал от поездки. А именно: нормальная походная работа, тропёжка по очереди, поиск направления, обед на горелке и т.д.

Увидеть, нет - почувствовать под толщей снега старую лыжню, удавалось только Мокрецову, но и она после обеда потерялась. Снег неожиданно стал глубоким и тяжелым. Идущий первым испытывал целую гамму ощущений и нагрузок.

Вскоре мы вышли к реке, по замерзшему руслу которой шла слегка переметённая лыжня.

ГПС показывал, что до избушки буквально пара километров, но река петляла, не давая нам закончить этот непростой день. Наградой за труды были не только тепло и уют, но и полбутылки водки, оставленные кем-то. Наши запасы горючего к тому времени полностью закончились.

Утро следующего дня выдалось морозным и солнечным. У небольшого охотничьего зимовья мы сделали перекус и стали прокладывать лыжню, теперь уже прямо через лес.

Теперь идущий первым не просто тропил лыжню, но и искал путь в лабиринте деревьев.

В заключительную ночь , я сделал друзьям подарок в качестве FIRE SHOW. Это было совсем не сложно. Проснувшись ночью, чтобы подбросить дров в печку, я, чтобы не вставать в другой раз, поплотнее набил в неё дров. Через полчаса, даже настеж открытая дверь и минус тридцать на улице не способны были хоть немного остудить помещение. Казалось, совсем недавно все кутались в спальники, а теперь, лёжа в одних трусах все жадно глотали морозный воздух, который клубами валил в избу. Из дежурного по печке я превратился в дежурного по открыванию двери.

На следующий день, коротким переходом, мы закончили маршрут, практически замкнув наше таёжное кольцо.

Огромное спасибо нашим архангельским друзьям за гостеприимство, терпение и замечательный маршрут.