Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник (nehag_sus) wrote in adventure_guild,
Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник
nehag_sus
adventure_guild

Categories:

"Легионы не в порядке", или про то, что мы правы. Об ущелье Хевер, и многом другом. Часть 2.

Вот что пишет о Восстании Диаспоры Евсевий Памфил, епископ Кесарийский (первая треть IV в. н. э.):

"Церковь Спасителя нашего и проповедь Его учения с каждым днем набирали сил и все больше преуспевали; бедствия же иудеев, непрерывно сменяясь, дошли до предела. На восемнадцатом году царствования Траяна иудеи подняли новое восстание, в котором погибло великое их множество. В Александрии, остальном Египте и еще в Киринес, словно одушевляемые каким-то страшным и мятежным духом, устремились они на греков, живших вместе с ними. Восстание разрасталось; в следующем году это была уже настоящая война. Всем Египтом управлял тогда Лупп; в первом сражении случилось так, что греков одолели. Бежавшие в Александрию переловили и перебили иудеев, живших в городе. Лишившись их поддержки, киринейские иудеи начали под предводительством Лукуаса грабить египетскую землю; опустошен не номов стало их постоянным занятием. Император выслал против них Марция Турбона с пешим войском, флотом, а также с конницей. Турбон вел долгую и упорную войну, много раз вступал в сражения и перебил тысячи тысяч иудеев не только киринейских, но и живших в Египте, пришедших на помощь своему царю Лукуасу. Император же, подозревая, что иудеи и в Месопотамии нападут на местное население, повелел Луцию Квинту очистить от них эту область. Луций, ведя с собой войско, истребил огромное количество тамошних иудеев, за что император и назначил его правителем Иудеи. Так рассказывают об этом и греческие историки, писавшие об этом времени" (История Церкви 4. 2. 1-5).





Памятник бойцам Бар-Кохвы на северной стороне ущелья:





Стоит отметить, что уже в предисловии к своей "Истории Церкви", Евсевий заявляет, что одной из целей его труда является продемонстрировать "что произошло со всем иудейским племенем сразу же после их заговора против Спасителя нашего". Для Евсевия, еврейские восстания являлись закономерными проявлениями еврейского мятежа против Бога, который, в свою очередь, предал евреев их собственному демоническому безумию. Поражения и страдания иудеев служат для Евсевия фоном для его рассказа о процветании и распространении Церкви. Иудеи умаляются, Церковь растёт. Примерно то же самое он пишет и про восстание Бар-Кохвы. В процитированном выше отрывке можно проследить заимствование этим христианским автором стандартных языческих антисемитских стереотипов – евреи являются человеконенавистниками, они "устремляются" на своих соседей, "живших вместе с ними". К этому прибавляется демоническое воодушевление: они движимы "страшным и мятежным духом".













Что же касается восстания Бар-Кохвы, то исследователи до сих пор не решили окончательно, что именно послужило его причиной. Уже знакомый нам Евсевий пишет следующее:

"Восстание иудеев все разрасталось в силе и размерах. Руф, правитель Иудеи, с войском, присланным ему в помощь императором, безжалостно, пользуясь их безумием, преследовал и уничтожал их десятками тысяч: мужчин, женщин, детей — всех заодно; всю страну их, по закону войны, поработил. Вождем иудеев был тогда человек по имени Вар-Кохба, что значит “звезда”,— убийца и разбойник; он, ссылаясь на это имя, внушил рабам, будто он светило, спустившееся с неба, дабы чудом даровать им, замученным, свет. На восемнадцатом году правления Адриана война была в разгаре; осада Бейтара (это был очень укрепленный городок недалеко от Иерусалима) затянулась; мятежники гибли от голода и жажды и дошли до последней крайности. Виноватый в этом безумец понес достойное наказание; а по законодательному решению и распоряжению Адриана, всему народу запрещено было с того времени ногой ступать на землю в окрестностях Иерусалима; не разрешалось даже издали взглянуть на родные места. Это пишет Аристон из Пеллы. Так пришел в запустение город иудеев; никого не оставалось из старых жителей, и его заселил чужой народ; здесь возник потом римский город с другим именем: его назвали Элией в честь императора Элия Адриана. Тамошняя Церковь составилась тоже из язычников, и первым после епископов из обрезанных принял служение в ней Марк." (История Церкви 4. 6)

С его точки зрения, восстание Бар-Кохбы являлось всего лишь еще одним эпизодом не прекращавшегося иудейского мятежа, который периодически "разрастался". Никаких объективных поводов для этого "разрастания" не было, а только безумие иудеев и разбойная и лживая натура их очередного предводителя.

В верхнем Хевере, по дороге в приток Хевера, Холед (весна 2010):









Другие древние источники предлагают две причины, которые в их глазах послужили причинами восстания. Кассий Дион (ок. 160-230 гг. н. э.), чей отрывок из "Римской Истории" сохранился в сокращенном варианте в Эпитоме средневекового автора Ксифиллина, связывает начало восстания с тем, что на месте разрушенного Иерусалима император Адриан решил основать языческий город. Это – наиболее полный литературный источник по восстанию Бар-Кохвы:

"Он основал на месте разрушенных в прах Гиеросолим (т. е., Иерусалима – М. Т.) город и нарек его имя Элия Капитолина, а на месте храма того самого бога воздвигнул другой храм, Зевсу, и тем дал повод к большой и долгой войне, ибо несносно было иудеям, что какие-то инородцы селятся в их городе и водружают там чуждые алтари. Но покуда Адриан был неподалеку, в Египте и потом снова в Сирии, они вели себя тихо, разве что оружие, сколько предписано было им его поставить, изготовили похуже, дабы, когда они его отвергнут, оставить себе, - но едва Адриан удалился, они восстали открыто. Дать римлянам сражение в боевом строю они не дерзали, а заняли по всей стране места поудобнее и укрепили их стенами и подкопами, чтобы иметь убежище, коли неприятель прижмет, и чтобы можно было тайком переходить друг к другу под землёю; и наверху в подземных сих ходах они ради доступа света и воздуха устроили отверстия. Поначалу римляне ни на что такое не обратили внимание, но наконец взволновалась вся Иудея, и по всей стране стали иудеи собираться и затевать беспорядки и вредить римлянам порою тайно, порою же явно, да еще и из других племен многие корысти ради к ним примкнули, а оттого, как говорится, вся вселенная возмутилась. Тогда-то Адриан и отправил против них лучших своих полководцев и первого из них, Юлия Севера, - итак, тот был отозван из Бреттании, коей управлял, и послан на иудеев. Пониамя, сколь многочисленны противники его и сколь отчаянны, не решился он искать места, дабы сойтись с ними лицом к лицу, но – благо воинов и воевод у него хватало – перехватывал небольшие отряды, окружал и лишал доступа к припасам; сим способом он мог – пусть помедленнее, зато и побезопаснее – разрознить, изнурить и извести мятежников. И верно, немногие из них уцелели. Пятьдесят их наиважнейших крепостей и девятьсот восемьдесят пять славнейших поселений он сровнял с землею, людей же было убито в стычках и в сражениях восемьсот тысяч пятьсот, а сколько погибло от голода и болезней и пожаров, тех и не сосчитать, и почти вся Иудея соделалась пустынею, о чем были знамения еще до начала войны, ибо гробница Соломонта, почитаемая у иудеев святынею, вдруг сама собою рассыпалась в прах, да притом не раз с ревом и воем забегали в иудейские города волки и гиены. Тоже и римляне пали в сей войне во множестве, так что Адриан в послании своем к сенату не использовал общепринятого зачина, что, дескать, ежели сами вы и чада ваши в добром здравии, сие хорошо, я же и войска мои в добром здравии…" (Historia Romana, LXIX, 12, 1-14, 3; 15, 1, цитируется по М. Штерн, Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме (Иерусалим – Москва 2002), том 2/2, № 440, стр. 664).

Подъем в Пещеру Посланий (зима 2009, фото Даника):













По всей видимости, Адриан решил отстроить разрушенный Иерусалим во время своего визита в Иудею в 130 г. н. э. Пока город лежал в развалинах, евреи могли надеяться, что он будет восстановлен в качестве еврейского политического и религиозного центра. Однако после решения Адриана превратить его в языческий город, стало ясно, что надежды эти не осуществятся. Если Дион связывает начало восстания с основанием на месте разрушенного Иерусалима языческого города, то анонимные авторы "Истории Августов" (4 в. н. э.) считают, что причиной восстания послужил запрет Адриана на обрезание:

"В результате всех этих событий он настолько возненавидел жителей Антиохии, что захотел отделить Сирию от Финикии ради того только, чтобы Антиохию не называли столицей столь многих государств. В то же самое время начали войну иудеи, потому что им запретили уродовать (mutilare) детородные органы" (Hadrianus, 14, 1-2, цитируется по Штерну, op. сit., № 511, стр. 275, с исправлением.)













То, что Адриан запретил обрезание, приравняв его к кастрации, общеизвестно. Сей декрет не был направлен против одних евреев, а против всех народов, в той или иной форме практиковавших этот обычай. Однако для евреев этот запрет был невыносим по причине религиозного значения, приписываемого обычаю обрезания иудейским Законом. При этом известно, например, что египетские жрецы, практиковавшие обрезание, в частном порядке подавали запросы на разрешение совершать обрезание. Вполне возможно, что и евреи могли продолжать обрезать своих детей, хотя это не совсем ясно. На данный момент большинство исследователей полагает, что главной причиной восстания все же послужила политика Адриана по отношению к Иерусалиму. Возможно, что запрет обрезания тоже сыграл роль, однако, скорее всего второстепенную.









Второй отвес Хевера, вид на меандр перед пропастью:





Теперь непосредственно о пещерах (имеются в виду гроты) ущелья Хевер, бывших невольными свидетелями трагического финала восстания Бар-Кохвы. Наиболее известны две из них – Пещера Посланий (на северном склоне ущелья, на полдороги между первым и вторым отвесом), и Пещера Ужаса (на южном склоне ущелья, недалеко от большого отвеса).

В этих самых пещерах в последние дни восстания прятались от римлян уцелевшие повстанцы и члены их семей. Однако они были обнаружены и окружены. Римские легионеры соорудили два лагеря на пустынном плато прямо над пещерами – для того чтобы "перекрыть кислород" обитателям пещер. Останки этих лагерей были раскопаны израильскими археологами, и видны по сей день. Обе пещеры находятся 80-100 м. ниже плато на практически отвесных стенках каньона, и под ними зияет 150-200 метровая пропасть. Спуск в каньон из пещер без помощи альпинистского снаряжения исключается.

Расчёт римских командиров был правилен – вскоре все укрывшиеся в пещерах вымерли от жажды и голода. Можно было спокойно сложить лагерь, и идти домой. Однако в самих пещерах остались скелеты повстанцев, предметы их обихода, их Священные Писания и документы. Иерусалим был переименован в Аелию Капитолину, Иудея - в Палестину, а всё её еврейское население либо истреблено, либо продано в рабство. Скелеты и прочее оставались в пещерах всё то время, что Израиль был в изгнании.

Но римляне исчезли, а мы вернулись домой. И мы вернулись в Хевер. Я прекрасно помню, как, сидя на развалинах римского лагеря и куря сигарету, я сказал Данику об этом, и получил следующий ответ – "Это потому, что мы правы". Да, мы правы, но все равно это чудо.

Развалины лагеря на северной стороне ущелья, над Пещерой Посланий (зима 2009 г.):







Развалины римского лагеря на южном склоне ущелья (весна 2010 г.):



Вот отсюда римляне следили за повстанцами, прятавшимися в пещерах:



В 50-х гг. 20-го века на чёрный рынок в Иерусалиме и Вифлееме стали поступать различные свитки, происхождение которых было не ясно. В 1953 г. католические ученые опубликовали греческий перевод книги Трей-Асар (Хошеа-Малахи, т. н. Малые Пророки). У израильтян появились подозрения, что эти фрагменты были найдены на территории Израиля, а затем переправлены за границу (в Иорданию) бедуинами. Стоит помнить, что в то время граница между Израилем и Иорданией проходила по верхней части ущелья Давид (Вади эс-Сдейр), ущелья Аругот (Вади Ариджа) и ущелья Хевер (Вади Хабра). Есть целая куча документов, известная под названием "Вади Сияль" (т. е., "ущелье Цэелим"), но, на самом деле, сейчас ясно, что они происходят из пещер в ущелье Хевер. Они тоже были найдены бедуинами. Один из папирусов (т. н., Папирус Старки, непонятно где найденный):



Итак, для того чтобы покончить с этим беспределом, в 1960-61 израильтяне организовали проект исследования пещер Иудейской Пустыни под кодовым названием "Операция Иудейская Пустыня". (Необходимо отметить, что Пещера Ужаса и Пещера Посланий уже были поверхностно проверены профессором Йохананом Ахарони в 1953-1955 гг.) В 1960 г. Игаэль Ядин (1917-1984, первый Главнокомандующий Армии Обороны Израиля, и сын знаменитого ученого Э. Л. Сукеника) начал исследовать Пещеру Посланий. Стоит, конечно, помнить, что она так ещё не называлась. Ядин был потрясающей личностью – воистину гигантом: блестящим генералом, отцом израильской археологии, библеистом, исследователем древнего иудаизма и раннего христианства, и активным политическим деятелем.













При этом, стоит помнить, что именно Ядин был ответственен за популяризацию мифа Масады, которую он раскопал в 1963-65 гг. Да и Бар-Кохва стал "великим героем", в основном, благодаря Ядину. Честно говоря, я не думаю, что в его положении я интерпретировал бы его археологические находки иначе.

Подумайте также о том, что часть людей, раскапывавших с ним эти пещеры, была призвана в армию во время раскопок, и некоторые из них погибли в боевых действиях. Понятно, что при таких обстоятельствах, действующие лица были намного более склонны отождествлять себя с повстанцами Бар-Кохвы, чем, скажем, современные израильтяне.

К делу. Пещера Посланий была исследована Ядином в 1960-61 гг. Длина её ок. 150 м. и она находится примерно 100 м. ниже плато, и около 200 м. над дном ущелья.

Операция "Иудейская Пустыня", экспедиция Ядина, 1960 г.:





Часть находок, обнаруженных экспедицией Ядина:



Toпа Пещеры Посланий:





Находки экспедиции Ядина в Пещере Посланий:



В течении двух весенних сезонов в этой пещере были найдены 17 скелетов, утварь (по всей видимости трофеи, взятые повстанцами у римлян – сейчас в "Храме Книги" в Израильском Музее), отрывки из Библии (Техилим, Бе-Мидбар), личный архив женщины по имени Бабата, набатейские документы, архив жителей Эйн-Геди, и послания самого Бар-Кохвы. Кроме того, был найден текстиль 2000-летней давности. Про архив Бабаты я писал здесь.

Архив Бабаты:



"Пещера Ужаса" была впоследствии исследована Йоханнаном Ахарони. Стоит отметить, что и Ахарони, и Ядин были гигантами. Ахарони (он, кстати, написал стандартный учебник по исторической географии Израиля в эпоху 1-го Храма. На иврите называется "Эрец-Исраэль бе ткуфат ха-Микра", Йад бен-Цви; Иерусалим 1987- 2-е издание. 1-е издание 1963). Избороздил всю Иудейскую пустыню вдоль и поперек, пытаясь установить, где проходили древние пути караванов.









Он же провёл первые исследования в нахале Хевер. Поругался с Ядином уже на раскопках в Хацоре (Ядин считал, что Хацор был разрушен во время израильского завоевания Ханаана, как написано в Танахе. Ахарони в это не верил, и придерживался теории "постепенной инфильтрации" а-ля Альбрехт Альт). Раскопки в Хевере еще усугубили эту взаимную неприязнь. Насчет "завоевания Ханаана" Ахарони был ближе к истине, стоит отметить.













Расположение различных экспедиций, параллельно занимавшихся исследованием пещер Иудейской пустыни в начале 60-х годов, и иорданско-израильская граница (обратите внимание, экспедиция Песаха бар-Адона, это именно та, которая обнаружила сокровище в Меарат ха-Матмон в ущелье Мишмар, туда вскоре организуем тур):



Короче, Ахарони копал в Пещере Ужасов в 1961 г. Эта пещера наименее доступна из всех пещер Хевера и находится на отвесе высотой ок. 300 м. (80 м. ниже плато). Как туда эти древнееврейские камрады спускались, известно одному Аллаху. Но Ахарони нашел там так же и свидетельства о том, что люди там обитали и в халколите (3500 лет до н. э.). Некоторые рассказывают, что часть из скелетов находилась там с 4-го тысячелетия вместе с костями диких кабанов. В конце решили, что все эти скелеты были бойцами Бар-Кохвы, и всех из похоронили (при содействии армейского раввината и со всеми армейскими пеcнями, залпами и почестями) недалеко на востоке от римского лагеря над Пещерой Посланий. Кроме этого, в Пещере нашли свидетельства, что она служила убежищем повстанцев на последних стадиях восстания Бар-Кохвы. Это вот только часть черепов из "Пещеры Посланий" (не Пещеры Ужаса!):



Тем, кто дочитал досюда, скажу следующее. Хевер – это "храм ужасов природы", как говаривал один из наиболее интересных израильских авторов туристических отчетов, Сефи Бен-Йосеф. Хотите приключений, хотите экстрима, хотите щекотки в заднице – это для Вас.















Следующий отчет о Хевере – Пещера Ужаса.
Tags: Израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments