Перемещаться по горам Карачаево-Черкесии наиболее естественно верхом. Так здесь принято с древних времен. В седле сидит практически любой мужчина. Мальчик, недостающий до стремян, старик с суковатой палкой из горного дерева, толстый пивной бармен с Домбая, - все они легко одним движением взлетают в седло и чувствуют себя верхом комфортнее, чем дома на диване.
Дороги в горах таковы, что иногда пасует полноприводной военный ЗИЛ. А когда дороги заканчиваются, то начинаются тропы, по которым может пройти конь. Тропы заканчиваются, и начинаются скалистые склоны, по которым может пройти баран и (или) искатель приключений. Разницу между тем и другим иногда определить сложно. :-)
Учитывая местную специфику, значительную часть пути от Карачаевска до склонов седого Эльбруса (около 150 км) мы прошли верхом. Отдыхать останавливались в кошарах.
Законы гостеприимства, как правило, соблюдаются свято. В большинстве случаев хозяин зарежет барана в честь прихода неожиданного гостя. Проблем с едой и ночлегом не будет. Подразумевается, что гость разделяет культуру этих мест, развлечет хозяина интересной беседой и оставит что-нибудь практичное в качестве ответного подарка. Несколько метров альпинисткой веревки, например, были приняты с благодарностью.
Электрических холодильников в кошарах нет по причине отсутствия электричества. Свежее мясо кладут в ведро, а ведро помещают в ледяной горный ручей, который обязательно протекает где-то рядом. Иногда неожиданный высокогорный дождь превращает ручей в бушующий грязный поток, который уносит ведро с бараниной вниз. Ну, значит, такова воля Аллаха. Никто особо не расстраивается.
Намного практичнее мясо солить и вялить, что и делает большинство хозяев на кошарах. Баранина мелко рубится, перетирается с солью и специями и складывается на ночь в ведро или огромную кастрюлю. Там она дает сок, который выливается. Далее днем баранина вывешивается на солнце и подсыхает. На ночь опять в ведро. Далее процесс продолжается по кругу. Через неделю-полторы вяленая солено-перченая баранина приобретает неповторимый вид и вкус. Теперь она может храниться без холодильника месяцами. В любой момент ее можно положить в казан, наполненный водой и ароматными горными травами, томить несколько часов – и вот он, вкуснейший обед скотовода.
Еще там, где местность не сильно скалистая, разводят коров и яков.
Тибетский як великолепно чувствует себя в горах Карачаево-Черкесии. Местные жители считают, что он во всем превосходит обычных быков и коров. Он красивее, умнее, независимее и агрессивнее. От себя можем добавить, что мясо яка, приготовленное на костре в казане с травами очень вкусно и питательно.
Ночевка на кошаре холодной ночью в горах представляет собой интересное мероприятие для изнеженного жителя мегаполиса.
В горах принято говорить о лошадях и о женщинах. Это бесконечная тема. Лошадей должно быть много, а женщина одна. Ведь лошадь намного полезнее женщины. А с табуном лошадей проблем меньше, чем с гаремом. Вот так за казаном с мясом тибетского яка, в прикуску с выпеченным в печи домашним хлебом, мы и коротали время, обсуждая мировые проблемы: лошадей, женщин и непростые людские судьбы.
Продолжение следует…
Для тех, кому интересно, более подробно можно почитать в нашем ЖЖ:
Карачаево-Черкесия